Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

и самым интересным повествователем. Да, он еще в 20-е годы ходил на морские промыслы на Палёвом судне. Хозяин и капитан этого судна Павел Степанович, со слов брата, был великий труженик, отважный моряк и талантливый промысловик. «Всю жизнь бахилы (рыбацкие сапоги) с ног не снимал» —горестно с сожалением говорили о нём сельчане, в частности, мои родители, когда по милости властей он оказался не у дел. А произошло обычное в те времена местное самоуправство. Суд­ но конфисковали, асам Павел Степанович куда-то уехал из родного села. Ах, сколько талантливых людей лишила любимого дела, разорила и в сущности загубила эта, так называемая «народная» власть, а если точнее, —её местные представители — неумные, бездарные, порою злобные люди. Это очевидно и неоспоримо. Мой брат, в своё время работавший на промысловых судах, многое знал о рыб­ ных промыслах на Мурмане, как говорят, не понаслышке. Трудовой, профессио­ нальный рост мурманского промысловика бывал длинным и тяжким. Зуек, на­ живщик, веселыцик, матрос, подшкипер, кормщик —таков многолетний, нелёг­ кий, порою опасный путь рыбака с Мурманского берега. Ещё в ранней юности я завороженно, с огромным интересом, слушал рассказы брата о работе на мурман­ ских тресковых промыслах. Он, бывало, усаживался поудобнее в своём домаш­ нем, собственной конструкции, кресле и долго молчал. Вероятно, много всяких воспоминаний, случаев из морской практики, приключений, побывальщин про­ ходило в его, надо сказать, великолепной памяти. А усаживался поудобнее для того, чтобы лишний раз не вставать и не ходить. Василий был без одной ноги — раздробило в бою на Новгородчине у деревни Мясной Бор в апреле 1942 года, позднее ампутировали. Что касается мурманских промыслов, рассказывал брат, то в те времена каждая артель или судно, ходившие на Мурман, базировались в определённых своих ста­ новищах. Например, у наших земляков-долгощельцев наиболее обжитыми счита­ лись Териберка, Харловка, Рында, Восточная Лица. Разумеется, в этих становищах собирались также промысловые артели и из других беломорских сёл. Надобно за­ метить, что добирались до Мурманского побережья к своим станам разными путя­ ми. Многие артели и ватаги рыбаков с западнобережных беломорских селений до­ бирались сухим путём —на лошадях, на оленях, а бывало и пешим ходом, в конце марта —апреле, пока еще держался зимник, или как его называли санный путь. Наши мурманщики всегда ходили на эти промыслы на своих судах —большей частью в открытых морских карбасах, а наиболее зажиточные и состоятельные на специальных судах —шняках. Вот и у Павла Степановича Медведева был свой ко­ раблик «Бодрый» —деревянный, палубный, двухмачтовый, парусный. По тем вре­ менам и масштабам это было вполне респектабельное морское промысловое судно. Помнится, мы, мальчишки, в середине 30-х годов прошлого века были полноправ­ ными хозяевами этого уже полуразвалившегося к тому времени Палёва судна, выброшенного приливом высоко на берег. Тут мы бывали поочерёдно капитанами, матросами (пониженными в звании за какую-либо провинность!) и даже зуйками. А всё же самой престижной в нашем кругу профессией считалась матрос —это зву­ чит гордо, а главное, отважно —«матросы землю открывали!». Мурманский морской тресковый промысел —занятие серьёзное, многотруд­ ное, порою рискованное и опасное и готовились к нему основательно. Сразу же после весеннего ледохода на реке моряки —члены экипажа —приступали к снаря­ жению судна. Тщательно чистили и внимательно осматривали корпус, устраняли 330

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz