Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
Путь из Поморья, в частности, из Мезенского и Кулойского устьев на север и на восток, с давних времён проходил вдоль восточного берега Белого моря к север ной оконечности полуострова Канин, а оттуда —к побережью южного острова Но вой Земли или в сторону Вайгача и далее —к Ямалу. Ещё в 1619 году трое север ных поморов показывали воеводским дьякам-писцам, что они ходят на Новую Зем лю из Кулойского устья на Канин Нос, на Глубник и с Канина Носа —к Новой Земле —ход между севером и полуношником (северо-восток). А та Новая Земля лежит против Мурманской стороны, а не к Мангазейской земле и не к Енисейско му устью. Знания и осведомлённость наших далёких предков —северных поморов —об окружающих территориях и морских путях к ним поражают воображение совре менных моряков-судоводителей. Поморы уже более трёхсот лет назад твёрдо зна ли пути на восток, к островам и устьям сибирских рек. И не только вокруг полуос трова Канин, но и другой путь —волоковой. Приведём еще один пример —так называемые «расспросные речи» пинежани- на Фомки Борисова о плавании в Мангазею традиционным путём, сначала —по реке Пинеге через волок, в реку Кулой, далее —до устья Кулоя и морем до Манга- зеи. Рассказ славного морехода-пинежанина Фомы Борисова об этом походе в Ман газею в лето 1610 года очень интересен. В том плавании пинежан и кулойцев, кото рое благополучно завершилось в одну навигацию, участвовало промышленных людей около 160 человек на 16-ти судах-кочах. А шли они, рассказывал Фома Борисов, большим морем-окияном из Кулой ского устья на Чёшский волок, а пошли от устья Кулойского о Петрове Заговенье, ориентировочно 12 июля, а шли до реки Чижи день пособным (попутным) ветром, а река Чижа пала устьем в большое море-окиян со встока (востока) на запад; а Чижа река невелика, поперёк сажени с три...и шли той рекой вверх до Чёшского волоку день да ночь, а по реке Чижа —по обе стороны тундра, а лес —мелкий ёрник, а боль шого леса нет. А кочуют по той речке Каменская самоядь. А ясак дают на Мезень в Слободу. Кочуют люди невеликие. Далее Фома Борисов поведал, что через волок они перебрались на реку Чёшу, а оттуда —дальше на восток через сухой волок по- розжие (пустые, без загрузки) кочи по каткам волочили канатами, поделав воро ты... Таковы бывали мореходные пути из Двины и Пинеги через Пинежский, Чёш ский и Ямальские волоки в ту «златокипящую» Мангазею. Ну это пути-дороги XVII века, а возможно и ранее... Внутренняя водная система с использованием волоков на путях от Холмогор к устьям сибирских рек и, в частности, в Мангазею, так называемый «Мангазейский морской ход», еще во времена оные была одной из главных магистралей между Подвиньем и Обской губой. Этот путь проходил: по Двине, Пинеге, через волок — в Кулой, далее из Кулойского устья —в Белое море и к устью реки Чижа, что на западном побережье полуострова Канин. Поднимаясь вверх по этой реке, мореходы достигали Чёшского волока и, преодо лев его, выходили в реку Чёша, а по ней в Чёшскую губу. Далее шли морским ходом к проливу Югорский Шар, расположенному между материком и островом Вайгач. Миновав пролив, они выходили в Карское море и продолжали плавание к западному побережью полуострова Ямал. Отсюда снова пробирались по рекам, озёрам и через Ямальский волок в Обскую губу. А далее по ней шли в Мангазею. Этот длинный и запредельно трудный Мангазейский ход использовался поморами сравнительно ак тивно и нередко упоминался в исторических документах, начиная с XVI века. 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz