Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

Далее путь отважных рыбаков лежал к островам Южная Георгия и Южные Сан­ двичевы, расположенным уже недалеко от антарктического побережья —около 55-го градуса южной широты. Вот это диапазон плаваний среднего промыслового судна! —от почти 80-го градуса северной за 55-й градус южной широты —практи­ чески через весь Атлантический океан по меридиану, да еще и южную кромку Северного Ледовитого прихватили. Многие бывалые моряки позавидовали бы та­ ким плаваниям. Это беспримерные в те времена океанские переходы среднего ры­ боловного траулера, продолжавшиеся по 40 суток без заходов в промежуточные порты. Наши рыбаки добывали там ценнейшую, вероятно, самую дорогостоящую мор­ скую рыбу —клыкач. Кроме того, они ловили на Патагонском шельфе (на больших глубинах) опять же клыкача и кальмаров —тоже океанская продукция высокого класса. А базировались экипажи колхозных судов в портах: Буэнос-Айрес —столи­ це Аргентины и в главном Уругвайском порту —Монтевидео. Там пополнялись запасы топлива, воды, продовольствия, необходимого технического снабжения. Там менялись экипажи, доставляемые самолётами: по маршрутам Москва—Буэнос-Ай­ рес или Архангельск—Москва—Монтевидео —звучит!? Да, жили люди в наше вре­ мя! А вот нынче у нас, словно в позапрошлом столетии, из Архангельска в Долго­ щелье добраться в межсезонье —великая проблема... Во второй половине прошлого XX века колхозные суда вели рыбные промыс­ лы и в других районах Атлантического океана. Так у западного побережья Африки, юго-восточнее Канарских островов и в районах Мавритании, Марокко, Сенегала они ловили сардину, сардинеллу, ставриду, скумбрию —да всё и перечислить труд­ но. За три десятилетия, конкретно с начала 60-х до конца 80-х годов, колхозный промысловый флот постоянно рос и развивался. Он становился всё более мощным, оснащённым современными техническими средствами судовождения, добычи, пе­ реработки и хранения добытой продукции, бытовыми условиями для экипажа. Этот флот был способен работать в любом районе Мирового океана. Экипажи судов, в большинстве жители Долгощелья, работали успешно, безаварийно. По свидетель­ ствам специалистов океанский вылов составлял более 90% общей добычи рыбы в колхозе. Экипажи этих судов внесли достойный вклад в дальнейшее развитие и укрепление экономики коллективного хозяйства «Север». На колхозных судах многие годы успешно работали высококвалифицирован­ ные специалисты, профессиональные моряки-долгощельцы, в частности, судово­ дители —капитаны и штурманы: Альберт Степанович Дровнин, Николай Василь­ евич Буторин, Иван Васильевич Шуваев, Сергей Васильевич Нечаев, Владимир Васильевич Жуков, Василий Павлович Буторин, Александр Филиппович Федо­ ровский; механики, мотористы: Александр Михайлович Буторин, Валерий Алек­ сандрович Нечаев, Анатолий Александрович Нечаев, Александр Германович Паю­ сов, Сергей Арсеньевич Нечаев, Николай Артемьевич Нечаев, Александр Арсенье­ вич Нечаев, Михаил Павлович Широкий, Павел Фёдорович Буторин, Василий Семёнович Нечаев; радионавигаторы: Анатолий Алексеевич Медведев, Сергей Семёнович Широкий; матросы и другие специалисты: Валерий Григорьевич Хорь- говский, Фёдор Михайлович Попов, Ганфил Григорьевич Хорьговский, Александр Григорьевич Нечаев, Виталий Александрович Федоровский, Фёдор Павлович По­ пов, Анатолий Иванович Безбородов, Александр Павлович Попов, Яков Иванович 325

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz