Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
Тралы сгребли не только рыбу, но и зачистили дно от ила, небогатой придон ной растительности и всего живого, что тут обитало. В результате рыба лишилась пищи и стала исчезать. Власти, что называется, спохватились. В начале 60-х вышбл запрет на рыбные промыслы в районе западного побережья Канина, но было уже поздно...Специалисты-мореведы тех лет считали, что рыболовецкие тралы нанес ли еще одну жестокую травму беломорскому побережью Канина. Они вспахали, взрыхлили донную поверхность морского участка, скрепляемую ранее раститель ным покровом. И море, несдерживаемое более растительностью и твёрдой поверх ностью грунта, стало активно размывать песчаные берега в окрестностях Шойны. Насколько эти доводы были верны и убедительны —судить специалистам, учёным, но очевидно одно —морским песком стало засыпать береговые постройки и жилые дома. С обнажаемого во время сильных отливов морского дна ветры двинули горы песка на берега, а попутно и на посёлок. Бороться с этой напастью жители Шойны не могли. Разумеется, тут не было ни защитных дамб, ни могучих волноломов, ка кие возводились во многих странах мира при строительстве морских портов. Наши власти пошли по более привычному пути —свалили всю ответственность на природу и объявили посёлок зоной экологической катастрофы. Море смывает бе рег, песком заносит все постройки. Большинство жителей переселились в другие населённые пункты побережья и далее в крупные города. В начале 90-х в посёлке было еще более 400 жителей, а к началу нового столетия осталось около трёхсот чело век. Очевидцы рассказывали: «Посёлок, в былые времена работящий, по праздникам весёлый, шумный, теперь —в глубоком упадке: мрачные развалины рыбокомбината, мастерских, разбитые корпуса рыбацких мотоботов на осушке песчаного берега и несколько полузасыпанных пескомдомов —всё как обычно, как это делается у нас». Долгощельцы на океанских промыслах А жизнь в поморских селениях шла вперёд. Развивалось промысловое и сель скохозяйственное производство, в коллективные хозяйства начала поступать новая техника. Выработавшие свой нелёгкий трудовой стаж рыболовецкие мото боты «петушки» —ярусники и сейнера-снюревадщики —уступали место новым промысловым судам. Вступали в эксплуатацию вновь построенные МРТ «Касатки». Настало время переходить на новые, современные методы рыбных промыслов. Передовых рыбаков, отважных промысловых капитанов уже манили далёкие оке анские просторы, так называемый глубьевой лов. В 1959 году в связи с постановлением правительства, разрешающим колхозам приобретать рыбопромысловые суда в собственность, долгощельцы пошли на но вую инициативу —купили первое судно типа СРТ (средний рыболовный траулер). Это был безусловно смелый шаг руководителей колхоза и моряков-промыслови- ков. Вновь приобретенный СРТ-2002 «Вижас» (в обиходном общении рыбаков про сто «Двойка») по тем временам было современное промысловое судно с сравни тельно мощной силовой установкой в 400 л. с. и неограниченным районом плава ния. Этот промысловый корабль явился пионером колхозных рыбных промыслов в районах Мирового океана. Все эти годы экипаж СРТ возглавлял опытный моряк, капитан дальнего плава ния Альберт Степанович Дровнин —уроженец нашего села Долгощелье. Экипаж 318
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz