Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
Как свидетельствуют исторические документы, весной 1734 года в Архангель ске для экспедиционных плаваний были построены два судна «Обь» и «Экспеди- цион». Контора Архангельского порта пригласила в качестве ледовых лоцманов мезенских кормщиков. На «Оби» пошли Михаил Южин и Иван Нагибин, а на «Экспедиционе» Андрей Шмаров и Давид Рогачев. Кормщик Михаил Южин, работавший в экспедиции с начала её организации, предложил снарядить отдельную поморскую экспедицию к устью Енисея. Для этой цели он просил угодное судно и помощников, бывалых людей —мезенцев и кулой- цев, всего 9 человек, а также продовольствия на год и 4 месяца. Адмиралтейств- коллегия отнеслась к этому проекту весьма положительно и дала указание Архан гельскому порту подготовить подходящее судно для экспедиции. Но далее проекта дело в Архангельске не пошло, и предлагаемый Михаилом Южиным поход в Арк тику не состоялся. Причины были в извечной чиновничьей волоките, бездушном отношении к частным инициативам и знаменитом канцелярском принципе трёх «от»: отписаться, отмолчаться, отказать! Известно, что среди участников этой Великой Северной экспедиции была це лая плеяда мореходов из Северного Поморья. Они сыграли выдающуюся роль в обеспечении безопасного плавания экспедиционных судов северных отрядов и ока зали неоценимую помощь командирам в ледовых плаваниях. Достоянием же исто рии тех славных дел оказались всего несколько фамилий беззаветных тружеников, таких, как Южин, Рычков, Личутин, Рогачев, Откупщиков, Чиракин, Лочехин, Дорофеев и других. Однако заметим, что сведения об их выдающихся трудах на пользу науке и дальнейшему развитию полярного мореплавания всё же стали дос тоянием общечеловеческих знаний об Арктике. К сожалению, в большинстве своём эти отважные, опытные мореходы, велико лепные ледовые лоцманы были малограмотные, а нередко и вовсе неграмотные морские трудники. Поэтому многие имена первых открывателей Арктики и, в час тности, Северо-Восточного прохода затерялись в седой дали времён и разных со бытий. Однако встречались среди них и грамотные, пытливые кормщики с иссле довательскими задатками. И подтверждением тому можно привести слова адмира ла Ф. П. Литке, который с большой похвалой отзывался о картах Колгуева, составленных промышленниками, говоря, что: «...положение берегов исследован ного им сего острова оказалось совершенно сходно с положением, изображённым на карте беломорских промышленников». А профессор М. И. Белов писал: «Вооб ще поморы охотно брались помогать правительственным экспедициям, понимая, что составленные ими карты и лоции будут успешно способствовать развитию зве робойных и рыбных промыслов». Пинега —начало Мангазейского хода К огда был разведан морской путь из Белого моря к устьям сибирских рек Оби, Енисея? Когда была практически проложена судоходная трасса через Кар ское море к устьям восточно-сибирских рек: Лены, Индигирки, Колымы? Кажется, никто точно сказать не может. Во всяком случае, конкретных исторических доку ментов нет. Однако по отрывочным данным исследователи предполагают и, надо думать, не без основания, что этот великий по тем временам морской ход был изве стен русским мореходам значительно ранее, нежели там появились иностранцы. 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz