Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

Как свидетельствуют исторические документы, весной 1734 года в Архангель­ ске для экспедиционных плаваний были построены два судна «Обь» и «Экспеди- цион». Контора Архангельского порта пригласила в качестве ледовых лоцманов мезенских кормщиков. На «Оби» пошли Михаил Южин и Иван Нагибин, а на «Экспедиционе» Андрей Шмаров и Давид Рогачев. Кормщик Михаил Южин, работавший в экспедиции с начала её организации, предложил снарядить отдельную поморскую экспедицию к устью Енисея. Для этой цели он просил угодное судно и помощников, бывалых людей —мезенцев и кулой- цев, всего 9 человек, а также продовольствия на год и 4 месяца. Адмиралтейств- коллегия отнеслась к этому проекту весьма положительно и дала указание Архан­ гельскому порту подготовить подходящее судно для экспедиции. Но далее проекта дело в Архангельске не пошло, и предлагаемый Михаилом Южиным поход в Арк­ тику не состоялся. Причины были в извечной чиновничьей волоките, бездушном отношении к частным инициативам и знаменитом канцелярском принципе трёх «от»: отписаться, отмолчаться, отказать! Известно, что среди участников этой Великой Северной экспедиции была це­ лая плеяда мореходов из Северного Поморья. Они сыграли выдающуюся роль в обеспечении безопасного плавания экспедиционных судов северных отрядов и ока­ зали неоценимую помощь командирам в ледовых плаваниях. Достоянием же исто­ рии тех славных дел оказались всего несколько фамилий беззаветных тружеников, таких, как Южин, Рычков, Личутин, Рогачев, Откупщиков, Чиракин, Лочехин, Дорофеев и других. Однако заметим, что сведения об их выдающихся трудах на пользу науке и дальнейшему развитию полярного мореплавания всё же стали дос­ тоянием общечеловеческих знаний об Арктике. К сожалению, в большинстве своём эти отважные, опытные мореходы, велико­ лепные ледовые лоцманы были малограмотные, а нередко и вовсе неграмотные морские трудники. Поэтому многие имена первых открывателей Арктики и, в час­ тности, Северо-Восточного прохода затерялись в седой дали времён и разных со­ бытий. Однако встречались среди них и грамотные, пытливые кормщики с иссле­ довательскими задатками. И подтверждением тому можно привести слова адмира­ ла Ф. П. Литке, который с большой похвалой отзывался о картах Колгуева, составленных промышленниками, говоря, что: «...положение берегов исследован­ ного им сего острова оказалось совершенно сходно с положением, изображённым на карте беломорских промышленников». А профессор М. И. Белов писал: «Вооб­ ще поморы охотно брались помогать правительственным экспедициям, понимая, что составленные ими карты и лоции будут успешно способствовать развитию зве­ робойных и рыбных промыслов». Пинега —начало Мангазейского хода К огда был разведан морской путь из Белого моря к устьям сибирских рек Оби, Енисея? Когда была практически проложена судоходная трасса через Кар­ ское море к устьям восточно-сибирских рек: Лены, Индигирки, Колымы? Кажется, никто точно сказать не может. Во всяком случае, конкретных исторических доку­ ментов нет. Однако по отрывочным данным исследователи предполагают и, надо думать, не без основания, что этот великий по тем временам морской ход был изве­ стен русским мореходам значительно ранее, нежели там появились иностранцы. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz