Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

Мурмане. Исключение составляло только время плановых ремонтов. Разумеется, производительность труда в два раза и более превышала ту, которая была на судах старой постройки. Помнится, в те послевоенные годы в Шойне жили со своими семьями многие бывшие долгощельцы: Павел Прокопьевич Медведев —опытный промысловик, грамотный судостроитель, он пользовался большим непререкаемым авторитетом среди портового руководства как эксперт по надлежащему содержанию и эксплуа­ тации промыслового флота, Степан Иванович Селивёрстов —капитан промысло­ вых судов, долгое время работал капитаном порта Шойна, Василий Екимович Не­ чаев —старейший, заслуженный капитан промысловых судов, начинавший свою моряцкую карьеру еще на первых мотоботах «петушках», Павел Михайлович Ши­ рокий многие годы работал в управлении порта, Фёдор Семёнович Широкий — известный в своё время капитан, а позднее начальник рыбоприёмного ведомства в порту. Жили и работали там и другие наши земляки, к сожалению, память не со­ хранила многих достойных имён. Особой известностью и уважением у моряков в Шойне пользовался еще один наш земляк —житель посёлка Александр Васильевич Медведев —представитель известного в Долгощелье большого, старинного поморского рода Медведевых (Ре­ пиных). Это был моряк «от бога». Вспоминаются несколько случаев из тех времён. Осенью 1944 года судно, отправленное с грузом продовольствия и необходимого снаряжения для населения становища Бугрино, что на южном берегу острова Кол­ гуев, потерпело аварию, груз оказался недоставленным по назначению. Складыва­ лось угрожающее положение —люди на острове оказывались без продовольствия и крайне необходимого снабжения на всю длинную полярную зиму. А была уже вторая половина октября, завершалась очередная навигация. Руководство порта после обстоятельных консультаций со специалистами-мо- ряками решилось отправить на остров еще одно судно с грузом продовольствия. Мотобот, кстати, с названием тоже «Бугрино», единогласно поручили вести капи­ тану Медведеву. Александр Васильевич блестяще справился с этим труднейшим и ответственным заданием —в условиях почти непрерывных осенних штормов, на стареньком, запредельно изношенном мотоботе моряки доставили жителям остров­ ного селения весь груз в целости и сохранности. В силу сложившихся обстоятельств мы оказались свидетелями торжества буквально всего населения Шойны, когда «Бугрино» прибыл в порт. А капитан Медведев был, безусловно, самым главным героем тех дней. Я знал Александра Васильевича в те послевоенные годы, правда, не приходилось вместе работать и возрастной разрыв (он был лет на двадцать старше меня) не располагал к близкому знакомству, и мне оставалось наблюдать за ним как бы со стороны. Наблюдал и восхищался. Осенью 1948 года наш мотобот «Бабушкин» стоял на рейде порта Шойна на якоре. Погода —«Господи, пронеси!». Северо-западный штормовой ветер развёл в море высокую, крутую волну, прибой яростно хлещет о береговые уступы. Мы осматриваем и дополнительно крепим палубное хозяйство —ваера, сети, шлюп­ ку, трапы и прочее. Вдруг видим —из глубины бухты от причалов идёт полным ходом на выход в море промысловый бот типа «Касатка», не помню названия («Меридиан» или что-то в этом роде), ну во всяком случае из новых, с машиной 150 л. с. —«рысак», а не двигатель. 315

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz