Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
жившие на нём в войну, рассказывали нам, что эта цифра обозначает количество плавучих вражеских мин, обнаруженных и уничтоженных экипажем. Да, что ни говори, а это тоже немалая заслуга экипажа. Ведь каждая из этих страшных плавучих чудовищ могла пустить на дно даже большой военный корабль вместе с многочисленным экипажем, да и не только военный. История знает нема ло трагедий с военными кораблями и транспортами, неожиданно столкнувшимися в море с этими грозными, коварными снарядами. Само собой разумеется, что за время войны многие из этих беззаветных, почти безоружных (несколько зенитных пулемётов) морских бойцов погибли на Северном военно-морском театре от бомб фашистских самолётов, беспощадных расстрелов с подводных лодок и от плаваю щих мин. А рыбные промыслы и работа в порту не прекращалась все военные годы. На оборот, экипажи оставшихся промысловых судов с удвоенной энергией и настой чивостью продолжали нелёгкий рыбацкий труд —стране, фронту требовались про довольственные ресурсы. В зимний период в посёлке открылись курсы по подго товке морских специалистов. И к началу очередной навигации на рыболовных судах вместо ушедших на фронт моряков-мужчин пришли и стали работать молодые женщины —мотористы, матросы, повара, а на берегу —рыбоприёмщики, грузчики, переработчики. Для продолжения промыслов в Шойну приезжали жители из дру гих областей. После жестокого военного лихолетья уцелевшие рыболовные сейнеры, были «демобилизованы» и снова занялись своим основным делом —рыбными промыс лами. Начиная с 1944 года появились и вновь построенные суда типа «Юный ры бак». Это была большая подмога старым изрядно потрёпанным сейнерам-ветера- нам. Правда, новые МРТ, в частности, «Юный рыбак» и «Юный корабельщик», с самого начала эксплуатации как-то не показали себя, не понравились опытным рыбакам. Главная причина —на них были установлены двигатели английского про изводства мощностью 62 л. с., неоправданно маломощные и к тому же довольно капризные в эксплуатации. В результате строительство судов этого класса было приостановлено. С переходом на мирные, послевоенные условия Шойна, будто соскучившись по настоящему моряцкому занятию, снова принялась за рыбопромысловое дело активно, с размахом и трудовым задором. Посёлок стал быстро развиваться и обу страиваться, отремонтировали полуразвалившиеся деревянные причалы, расши рили ремонтную и снабженческие базы, открыли школу рабочей молодёжи, обще образовательная школа стала одиннадцатилетней. А с начала пятидесятых годов прибрежный промысловый флот начал широко и быстро модернизироваться. С Петрозаводских верфей пошли из постройки более крупные двухмачтовые суда типа «Касатки» с двигателями мощностью сначала в 105, а позднее 150 л.с. Для того времени это были истинные «рысаки». Примерно за пять лет в состав долгощельского флота вступила большая группа новых судов: «Салака», «Нерпа», «Сёмжа», «Мезенец», «Рыбный», «Моржовец», «Вологда», «Мга», «Заостровье» и другие. Они полностью заменили малые сейнера с машина ми до 60 л. с. Нельзя не отметить, что пятидесятые—шестидесятые годы прошлого столетия в Белом и Баренцевом морях —время большого подъёма прибрежного рыбного 313
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz