Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
Пётр Григорьевич Широкий, Василий Никитич Буторин, Степан Иванович Се ливёрстов (кстати —тёзка моего родителя!), Степан Фёдорович Медведев, Алек сандр Васильевич Медведев. Да, к концу тридцатых, началу сороковых годов прошлого столетия прибреж ный промысловый лов новыми судами развивался стремительно, обещая в бли жайшее время выйти на более высокие рубежи. Рыбаки —поморы, жители Долго щелья, Койды, Майды, Ручьёв, Летнего берега Беломорья и Канино-Тиманского побережья на новых рыболовных сейнерах показывали такие результаты добычи морской рыбы: трески, пикши, камбалы, ерша, зубатки и даже палтуса, о каких все го десятилетие—два назад никто и мечтать не смел. Наступал поистине благодат ный расцвет морских промыслов в Белом и Баренцевом морях. В 1939 году население посёлка Шойна уже приближалось к тысячному рубежу. А в порт для выгрузки добытой рыбы заходили десятки рыбацких судов. В посёлке появились магазины, столовые, почта, больница. В сороковом году порт Шойна стал уже крупным рыбоперерабатывающим центром. Здесь были построены Дом куль туры, школа, библиотека, детский сад. В весенне-летне-осенний период, с полови ны мая до конца октября, это был большой, работящий, рыбный порт и оживлён ный, кипящий молодым задором приморский посёлок с заманчивыми перспекти вами. Однако началась Великая Отечественная война и всё пошло по иному пути, впрочем, как и по всей стране. Посёлок Шойна практически превратился в при фронтовой портопункт. В окрестностях появились береговые батареи, воинские подразделения, службы и посты наблюдения и связи. Большинство новых про мысловых судов были мобилизованы вместе с экипажами и переданы в военное ведомство. Теперь их деятельность приняла совершенно иные направления и мас штабы. Справедливости ради, следует сказать, что эти небольшие, но вместитель ные и очень маневренные суда под командой опытных, грамотных в морском деле, отчаянно отважных капитанов-поморов выполняли весьма важные функции в ка честве кораблей вспомогательного флота. Они являлись активными участниками военных действий на Северном театре: занимались перевозками военных грузов — боеприпасов, снаряжения, пополнений живой силы соединениям, сражавшимся на побережье Мотовского залива и на полуострове Рыбачий, вывозили раненых. Мно гие бывшие рыболовные суда участвовали в высадке десантов на Рыбачий, к пор там Лиинахамари, Петсамо, Киркинес, а также разведывательных групп на побере жья, занятые противником. Эти небольшие, с малой осадкой и отменными маневренными качествами ко раблики проникали в такие никому неведомые бухточки, протоки и заводи, что ста вили в тупик не только противника, но и своих военно-морских командиров, кото рые порою удивлённо спрашивали: «...а как они там оказались —эти заводи даже на картах значатся —“положение сомнительно”?». Попутно с основной деятельнос тью —транспортировкой грузов и живой силы —мотоботы нередко обнаруживали и уничтожали мины, во множестве разбросанные фашистами. Помнится, что на лобовой переборке рулевой рубки мотобота «Бабушкин», на котором мне пришлось работать матросом уже после его «демобилизации» из ря дов Военно-морского флота, красовалась латунная пятиконечная звезда, внутри её чёрный круг и на нём белой краской изображена цифра 9. Моряки-ветераны, слу 312
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz