Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

штормовые погоды, когда флот отстаивался в гавани. И всё же это небольшое ры­ бацкое поселение стоит того, чтобы рассказать о нём несколько подробнее. Многие юные моряки (автор, разумеется, в их числе!) начинали свой нелёгкий морской путь именно с рыбацкой гавани Шойна. Расположенный на песчаном при­ горке в окружении нескольких песчаных сопок посёлок Шойна возник в начале 30-х годов прошлого столетия на берегу, пожалуй, единственной на всём побере­ жье полуострова Канин небольшой, мелководной бухты, открытой ветрам запад­ ной четверти. Бухта и ближайшие окрестности вполне оправдывали знаменитое заключение старого русского штурмана Иванова, правда, касательно другого побе­ режья: «Место гиблое, для житья непригодное». А что делать, уважаемый штур­ ман, нет на западном берегу полуострова Канин более подходящего места для со­ здания пусть небольшого, но современного порта. В конце двадцатых годов приезжавшие на сезон из Мезени, Неси, Койды и дру­ гих беломорских поселений рыбаки обустраивались в промысловых избушках на временное проживание на морском берегу близ неприветливой, но богатой рыбой реки Шойна. Как говорит русская пословица: «Лиха беда —начало:..». Место ока­ залось сравнительно удобным для рыбных ловель. Осенью 1930 года сюда прибы­ ли еще около полусотни рыбаков из Холмогор. Первую зиму прожили в деревян­ ном бараке и во временных избах, потом начали строить постоянные жилые дома и еще завезли несколько домов из Мезени. Так появился рыбацкий посёлок Шойна. Он начал быстро расти и развиваться. Уже через три-четыре года появился неболь­ шой рыбозаготовительный завод, дальше —больше, в 1933-м построили консерв­ ный заводик, через пару лет возвели ремонтные мастерские. Шло время, и становище Шойна развернулось в приличный рыбный порто- пункт. С началом летних навигаций сюда стали заходить промысловые суда с Зим­ него, Летнего и Тиманского берегов. Потребовались причалы, рыбоприёмный пункт, базы снабжения: топливом, пресной водой, продовольствием. Кроме всего прочего устьевой участок реки Шойна реально стал, выражаясь морским языком, портом-убежищем, где рыболовные суда укрывались и отстаивались в штормо­ вую погоду. Повторимся, что на всём Канинском побережье —от устьев Мезени и Кулоя в Белом море до небольших бухт в Чешской губе, что расположена в юго-восточной части Баренцева моря, нет ни одного даже небольшого становища, где рыбацкие суда могли бы укрыться от шторма. Поэтому бывшее временное рыбацкое приста­ нище Шойна при всей своей первоначальной неказистости стало быстро превра­ щаться в главный рыбопромысловый порт, по выражению моряков: «Мурманск на Канине!». Специалисты в своё время предрекали ему большое будущее. В 1936 году здесь образовался рыбопромысловый колхоз, в который вошли жители Шойны, Кии и Торны. А первым председателем того колхоза избрали выходца из Долгоще­ лья —Фёдора Максимовича Нечаева. Начиная с 1938 года, в состав прибрежного промыслового флота начали посту­ пать суда новой серии: «Гризодубова», «Раскова», «Бабушкин». Это были более вместительные, модернизированные сейнеры повышенной мореходности с маши­ нами мощностью 60 л. с. В командование этими современными кораблями пришли молодые, но более грамотные в вопросах навигации и технологии ведения промыс­ ла капитаны: Николай Иванович Селивёрстов, Александр Ефимович Медведев, 310

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz