Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
штормовые погоды, когда флот отстаивался в гавани. И всё же это небольшое ры бацкое поселение стоит того, чтобы рассказать о нём несколько подробнее. Многие юные моряки (автор, разумеется, в их числе!) начинали свой нелёгкий морской путь именно с рыбацкой гавани Шойна. Расположенный на песчаном при горке в окружении нескольких песчаных сопок посёлок Шойна возник в начале 30-х годов прошлого столетия на берегу, пожалуй, единственной на всём побере жье полуострова Канин небольшой, мелководной бухты, открытой ветрам запад ной четверти. Бухта и ближайшие окрестности вполне оправдывали знаменитое заключение старого русского штурмана Иванова, правда, касательно другого побе режья: «Место гиблое, для житья непригодное». А что делать, уважаемый штур ман, нет на западном берегу полуострова Канин более подходящего места для со здания пусть небольшого, но современного порта. В конце двадцатых годов приезжавшие на сезон из Мезени, Неси, Койды и дру гих беломорских поселений рыбаки обустраивались в промысловых избушках на временное проживание на морском берегу близ неприветливой, но богатой рыбой реки Шойна. Как говорит русская пословица: «Лиха беда —начало:..». Место ока залось сравнительно удобным для рыбных ловель. Осенью 1930 года сюда прибы ли еще около полусотни рыбаков из Холмогор. Первую зиму прожили в деревян ном бараке и во временных избах, потом начали строить постоянные жилые дома и еще завезли несколько домов из Мезени. Так появился рыбацкий посёлок Шойна. Он начал быстро расти и развиваться. Уже через три-четыре года появился неболь шой рыбозаготовительный завод, дальше —больше, в 1933-м построили консерв ный заводик, через пару лет возвели ремонтные мастерские. Шло время, и становище Шойна развернулось в приличный рыбный порто- пункт. С началом летних навигаций сюда стали заходить промысловые суда с Зим него, Летнего и Тиманского берегов. Потребовались причалы, рыбоприёмный пункт, базы снабжения: топливом, пресной водой, продовольствием. Кроме всего прочего устьевой участок реки Шойна реально стал, выражаясь морским языком, портом-убежищем, где рыболовные суда укрывались и отстаивались в штормо вую погоду. Повторимся, что на всём Канинском побережье —от устьев Мезени и Кулоя в Белом море до небольших бухт в Чешской губе, что расположена в юго-восточной части Баренцева моря, нет ни одного даже небольшого становища, где рыбацкие суда могли бы укрыться от шторма. Поэтому бывшее временное рыбацкое приста нище Шойна при всей своей первоначальной неказистости стало быстро превра щаться в главный рыбопромысловый порт, по выражению моряков: «Мурманск на Канине!». Специалисты в своё время предрекали ему большое будущее. В 1936 году здесь образовался рыбопромысловый колхоз, в который вошли жители Шойны, Кии и Торны. А первым председателем того колхоза избрали выходца из Долгоще лья —Фёдора Максимовича Нечаева. Начиная с 1938 года, в состав прибрежного промыслового флота начали посту пать суда новой серии: «Гризодубова», «Раскова», «Бабушкин». Это были более вместительные, модернизированные сейнеры повышенной мореходности с маши нами мощностью 60 л. с. В командование этими современными кораблями пришли молодые, но более грамотные в вопросах навигации и технологии ведения промыс ла капитаны: Николай Иванович Селивёрстов, Александр Ефимович Медведев, 310
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz