Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

Итак, всё готово к началу промысла. Капитан подводит судно кормой к уста­ новленной бочке, матросы быстро крепят конец ваера за рым. После этого судно начинает на малом ходу совершать замысловатую петлю, похожую на силуэт клас­ сической груши. По мере движения судна ваер постепенно вытравливается за борт, кстати, заметим, длина одного ваера около 1500 метров. После выхода за борт пер­ вого ваера в воду идёт снюревад, а затем в процессе плавного зигзага уходит посте­ пенно в море и второй ваер. Капитан, подворачивая рулём, направляет судно к боч­ ке. Теперь наступает ответственный для него манёвр. Он должен выложить второй ваер так, чтобы с его концом подойти к бочке, предоставив матросам удобную воз­ можность подать и закрепить на бочке носовые швартовы. После крепления швартов концы ваеров переносятся через роульсы на головки ваерной лебедки. Замёт окончен. Включается лебёдка, пошли ваера —начинается самая трудная часть матросской работы. Ваера идут из морских глубин медленно и натужно, со скрипом ложатся на головки лебёдки. Матросы подхватывают и быст­ ро, сноровисто укладывают (койлают) их аккуратными кольцами в бухты. Длина каната в одной бухте 250 метров, 6 бухт составляют 1500 метров —это длина одно­ го ваера, а два ваера укладываются в 12 бухт около 3-х тысяч метров плюс длина самого снюревада где-то около 100 метров —в целом снасть солидная и хлопот матросам доставляет немало. Укладка ваеров в бухты необходима для того, чтобы, во-первых, ваера шли лег­ ко и свободно в воду при следующем замёте, а во-вторых, чтобы они не создавали своей массой огромных нагромождений на палубе. Ведь даже при такой аккурат­ ной укладке ваеров в бухты палуба значительно занята этими снастями и возника­ ют немалые трудности для безопасного передвижения моряков, особенно в штор­ мовую погоду. И бывали случаи, когда моряки в результате неловких и спешных порывов оказывались за бортом. Такое происшествие случилось с моим старшим братом Фёдором —матросом мотобота «Весна» в 1938 году. Был он энергичный, разбитной парень, смелый, но порою не в меру порывистый. Получив какое-то распоряжение от помощника ка­ питана, он разбежался по палубе, вскочил на бухты ваеров и рванул далее. Но суд­ но неожиданно резко качнуло, а мой братец тут же оказался за бортом. Правда, ему повезло, погода была летняя, сравнительно тихая, а около двери в машинное отде­ ление стоял механик, поднявшийся на палубу глотнуть свежего воздуха. Он уви­ дел полетевшего за борт матроса —реакция механика была мгновенной. Схватив висевший недалеко спасательный круг, он швырнул его упавшему, да так ловко, что брату попало по голове. «Получил шанс поумнеть!» —острил позднее помощ­ ник капитана. Адалее, как обычно, —шлюпка за борт, гребцы сгибают вёсла в отча­ янном порыве и через несколько минут —утопающий в шлюпке. «Ну, что же...в море всякое бывает!» —заключил пожилой мудрый капитан. В заключение замечу, что несчастных, трагических исходов, насколько помнится, не было, хотя утверж­ дать уверенно не могу. Самое тяжкое дело матросов —укладка ваеров. Сизальский трос, из которого состоят ваера, очень жесткий и при длительной работе с мокрым от солёной мор­ ской воды тросом голыми руками он сдирает кожу на руках до мяса —боль жгучая, нестерпимая. Даже после небольшого 3—4-часового отдыха, когда начинаешь раз­ рабатывать постепенно пальцы и ладони рук, боль такая, будто кожу сдирают за­ живо. И только погружение ладоней в нагретую почти до кипения воду немного 308

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz