Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

Петрович Нечаев (в обиходном общении Алёшенька), признанный в машинист- ских кругах авторитет, уже который день (и ночь!) бьётся с непокорным движком — ну не заводится и всё тут! На борту побывали и другие местные механики, но всё напрасно. Прошло еще несколько дней и вдруг этот зловредный «самовар», как ок­ рестили моряки упрямца, «чихнул», «плюнул» в механика соляркой и...завёлся, при­ чём так же внезапно, как и остановился. Капитан Василий Нечаев, не откладывая дело в долгий ящик, быстро оформил все остававшиеся дела, снялся с якоря и пошел в море. Вслед за ним в августе 1930 года двинулась вся промысловая флотилия —два бота и две ёлы. Начиналась ры­ боловная путина на ботах. Суда отправились на Мурман, в становище Восточная Лица, где была создана некая промысловая база. Лов сначала производился крюч­ ковыми снастями или специальными удочками на поддёв. Затем приобрели ярус­ ные снасти и дело пошло значительно успешнее. Морской рыболовный промысел, которым поморы начали заниматься на мотоботах, составил целую эпоху и об этом стоит рассказать немного подробнее. Он реально начинался с середины 30-х годов прошлого столетия и сразу же обрёл большую популярность. Все крупные рыболо­ вецкие коллективные хозяйства Беломорья стали спешно обзаводиться морскими мотоботами, и к началу сороковых прибрежный рыболовный флот насчитывал мно­ гие десятки судов. Со строительных верфей поступали новые промысловые суда. Это были уже более крупные по сравнению с ярусниками-«петушками» рыболовные сейнеры: «Некрасов», «Весна», «Семёрка», «Третья пятилетка», «Тиманец» и другие. На них стояли более мощные и надёжные в эксплуатации двигатели «Болиндер», «Воро­ неж», «ЧТЗ» мощностью от 30 до 50 л. с. Хотя говорить о их надёжности тоже мож­ но с некоторой натяжкой. Но тут бал правили уже опытные судовые механики — великие труженики и знатоки машинной профессии: Филипп Медведев, Иван Широкий, братья Александр и Афанасий Увакины. К сожалению, многие фами­ лии не удержались в памяти —около 70-ти лет прошло с тех пор. Да простят меня наши старшие коллеги —рыбаки довоенного промыслового флота —отважные мо­ ряки, удалые ботовщики. Вновь построенные мотоботы вели рыбный промысел уже сетевыми средства­ ми. Это были предшественники тралов —снюревады. Да, снюревадный флот раз­ вивался стремительно и вёл морской рыбный промысел с размахом. Это была сво­ его рода эпоха в истории прибрежного лова. Наверное было бы несправедливо прой­ ти мимо такого в своё время прогрессивного промысла и, добавим, запредельно изнурительного, тяжкого рыбацкого труда. Атехнология лова в принципе была срав­ нительно простой. Снюревад —сетевое устройство (неточный перевод с голланд­ ского) —представлял собой сравнительно большой невод, к краям которого крепи­ лись ваера —длинные сизальские канаты1, уложенные (скойланные) в несколько бухт по бортам судна. Прежде всего судно выходило в определённый район, где предполагалось скопление рыбы. Тут опускали в воду специальный тяжеловесный адмиралтейский якорь с хорошей держащей способностью. К якорю на стальном буйрепе крепилась обычная металлическая бочка, как правило, окрашенная в яр­ кий цвет для лучшего обнаружения, особенно при ограниченной видимости. На бочке крепился солидный железный рым. 1Сизальский трос или канат —изготовлен изжесткого волокна, получаемогоот переработки листьев агавы. 307

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz