Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
Петрович Нечаев (в обиходном общении Алёшенька), признанный в машинист- ских кругах авторитет, уже который день (и ночь!) бьётся с непокорным движком — ну не заводится и всё тут! На борту побывали и другие местные механики, но всё напрасно. Прошло еще несколько дней и вдруг этот зловредный «самовар», как ок рестили моряки упрямца, «чихнул», «плюнул» в механика соляркой и...завёлся, при чём так же внезапно, как и остановился. Капитан Василий Нечаев, не откладывая дело в долгий ящик, быстро оформил все остававшиеся дела, снялся с якоря и пошел в море. Вслед за ним в августе 1930 года двинулась вся промысловая флотилия —два бота и две ёлы. Начиналась ры боловная путина на ботах. Суда отправились на Мурман, в становище Восточная Лица, где была создана некая промысловая база. Лов сначала производился крюч ковыми снастями или специальными удочками на поддёв. Затем приобрели ярус ные снасти и дело пошло значительно успешнее. Морской рыболовный промысел, которым поморы начали заниматься на мотоботах, составил целую эпоху и об этом стоит рассказать немного подробнее. Он реально начинался с середины 30-х годов прошлого столетия и сразу же обрёл большую популярность. Все крупные рыболо вецкие коллективные хозяйства Беломорья стали спешно обзаводиться морскими мотоботами, и к началу сороковых прибрежный рыболовный флот насчитывал мно гие десятки судов. Со строительных верфей поступали новые промысловые суда. Это были уже более крупные по сравнению с ярусниками-«петушками» рыболовные сейнеры: «Некрасов», «Весна», «Семёрка», «Третья пятилетка», «Тиманец» и другие. На них стояли более мощные и надёжные в эксплуатации двигатели «Болиндер», «Воро неж», «ЧТЗ» мощностью от 30 до 50 л. с. Хотя говорить о их надёжности тоже мож но с некоторой натяжкой. Но тут бал правили уже опытные судовые механики — великие труженики и знатоки машинной профессии: Филипп Медведев, Иван Широкий, братья Александр и Афанасий Увакины. К сожалению, многие фами лии не удержались в памяти —около 70-ти лет прошло с тех пор. Да простят меня наши старшие коллеги —рыбаки довоенного промыслового флота —отважные мо ряки, удалые ботовщики. Вновь построенные мотоботы вели рыбный промысел уже сетевыми средства ми. Это были предшественники тралов —снюревады. Да, снюревадный флот раз вивался стремительно и вёл морской рыбный промысел с размахом. Это была сво его рода эпоха в истории прибрежного лова. Наверное было бы несправедливо прой ти мимо такого в своё время прогрессивного промысла и, добавим, запредельно изнурительного, тяжкого рыбацкого труда. Атехнология лова в принципе была срав нительно простой. Снюревад —сетевое устройство (неточный перевод с голланд ского) —представлял собой сравнительно большой невод, к краям которого крепи лись ваера —длинные сизальские канаты1, уложенные (скойланные) в несколько бухт по бортам судна. Прежде всего судно выходило в определённый район, где предполагалось скопление рыбы. Тут опускали в воду специальный тяжеловесный адмиралтейский якорь с хорошей держащей способностью. К якорю на стальном буйрепе крепилась обычная металлическая бочка, как правило, окрашенная в яр кий цвет для лучшего обнаружения, особенно при ограниченной видимости. На бочке крепился солидный железный рым. 1Сизальский трос или канат —изготовлен изжесткого волокна, получаемогоот переработки листьев агавы. 307
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz