Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

нескольких экспедиций, работавших на побережье Белого моря, и получал благо­ дарственные отзывы от их руководителей1. В истории северного мореходства и географических открытий русскому наро­ ду принадлежит немало славных ярких страниц. Аособая, выдающаяся роль в арк­ тическом мореплавании, в открытии и освоении северных и восточных окраин Рос­ сии безусловно принадлежит жителям Северного Поморья, зачинателям полярно­ го судоходства и судостроения. Они начали активное наступление на полярные страны, отважились не просто «прорубить» окно, но и широко открыть двери в Северный Ледовитый океан. Поморы своими многолетними походами по аркти­ ческим морям постепенно связали морским путём Северную Европу с неизвест­ ным доселе гигантским побережьем Азиатского материка. Это был еще допетровский период освоения северных территорий нашей вели­ кой державы. Но завершился «золотой», исторически знаковый XVII век. Ему на смену пришел век XVIII. Настала новая пора: «...когда Россия молодая в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра!» —написал великий Пушкин. Это была действительно новая, особая эпоха развития (отнюдь не начала!) Российского флота. Перед россиянами вставала очередная великая задача —открытие и освоение Се­ веро-Восточного прохода в Тихий океан, будущего Северного морского пути. На протяжении нескольких столетий трудами северных поморов открывались не только арктические морские пути, но и создавался военный флот России. Наша страна была единственной в мире, где был создан специализированный арктиче­ ский флот. А Северное Поморье было одним из главных поставщиков опытных, отважных моряков для Балтийского корабельного флота. Туда ежегодно отправ­ лялись большие партии северных поморов, ранее плававших в арктических морях и, соответственно, знакомых с мореходным делом. Обычно в петровские времена на флот брали молодых людей из семей потом­ ственных мореходов, предки которых плавали на Новую Землю, на Шпицберген, в Карское море. В частности, Пётр I строжайше предписывал архангельскому вице- губернатору Курбатову «...спустить на воду три военных корабля и набрать экипа­ жи из числа опытных поморов с кочей, а также людей с морянок и карелок, выбрав при этом добрых, молодых и здоровых». Так, осенью 1713 года было отобрано для военного флота: в Архангельске — 226, в Мезени —50, в Кевроле —50 молодых поморов, а в следующем году: в Архан­ гельске —180, в Кевроле —90, в Мезени —127 (естественно, в это число входили и молодые моряки-долгощельцы). Подобные наборы производились ежегодно до по­ ловины XVIII века, когда эта повинность с Поморья была снята. Новая столица Российской империи Санкт-Петербург, по крайней мере на первых порах своего существования, поддерживала постоянные деловые связи с Поморьем. Без его мо­ реходного опыта, судостроительного искусства, дельных мореходцев и морского дела старателей она, естественно, обойтись не могла. На северных морях проходили великолепную школу многие будущие участни­ ки Великой Северной экспедиции. Штурманы, кормщики, ледовые лоцманы, мат­ росы, геодезисты и рудознатцы —все они принимали самое активное участие в ра­ боте северных отрядов экспедиции Беринга—Чирикова и были спутниками и вер­ ными помощниками руководителей экспедиционных отрядов. 1Окладников Н. А. Российские Колумбы. —Архангельск, 2008. —С. 264,358. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz