Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
нескольких экспедиций, работавших на побережье Белого моря, и получал благо дарственные отзывы от их руководителей1. В истории северного мореходства и географических открытий русскому наро ду принадлежит немало славных ярких страниц. Аособая, выдающаяся роль в арк тическом мореплавании, в открытии и освоении северных и восточных окраин Рос сии безусловно принадлежит жителям Северного Поморья, зачинателям полярно го судоходства и судостроения. Они начали активное наступление на полярные страны, отважились не просто «прорубить» окно, но и широко открыть двери в Северный Ледовитый океан. Поморы своими многолетними походами по аркти ческим морям постепенно связали морским путём Северную Европу с неизвест ным доселе гигантским побережьем Азиатского материка. Это был еще допетровский период освоения северных территорий нашей вели кой державы. Но завершился «золотой», исторически знаковый XVII век. Ему на смену пришел век XVIII. Настала новая пора: «...когда Россия молодая в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра!» —написал великий Пушкин. Это была действительно новая, особая эпоха развития (отнюдь не начала!) Российского флота. Перед россиянами вставала очередная великая задача —открытие и освоение Се веро-Восточного прохода в Тихий океан, будущего Северного морского пути. На протяжении нескольких столетий трудами северных поморов открывались не только арктические морские пути, но и создавался военный флот России. Наша страна была единственной в мире, где был создан специализированный арктиче ский флот. А Северное Поморье было одним из главных поставщиков опытных, отважных моряков для Балтийского корабельного флота. Туда ежегодно отправ лялись большие партии северных поморов, ранее плававших в арктических морях и, соответственно, знакомых с мореходным делом. Обычно в петровские времена на флот брали молодых людей из семей потом ственных мореходов, предки которых плавали на Новую Землю, на Шпицберген, в Карское море. В частности, Пётр I строжайше предписывал архангельскому вице- губернатору Курбатову «...спустить на воду три военных корабля и набрать экипа жи из числа опытных поморов с кочей, а также людей с морянок и карелок, выбрав при этом добрых, молодых и здоровых». Так, осенью 1713 года было отобрано для военного флота: в Архангельске — 226, в Мезени —50, в Кевроле —50 молодых поморов, а в следующем году: в Архан гельске —180, в Кевроле —90, в Мезени —127 (естественно, в это число входили и молодые моряки-долгощельцы). Подобные наборы производились ежегодно до по ловины XVIII века, когда эта повинность с Поморья была снята. Новая столица Российской империи Санкт-Петербург, по крайней мере на первых порах своего существования, поддерживала постоянные деловые связи с Поморьем. Без его мо реходного опыта, судостроительного искусства, дельных мореходцев и морского дела старателей она, естественно, обойтись не могла. На северных морях проходили великолепную школу многие будущие участни ки Великой Северной экспедиции. Штурманы, кормщики, ледовые лоцманы, мат росы, геодезисты и рудознатцы —все они принимали самое активное участие в ра боте северных отрядов экспедиции Беринга—Чирикова и были спутниками и вер ными помощниками руководителей экспедиционных отрядов. 1Окладников Н. А. Российские Колумбы. —Архангельск, 2008. —С. 264,358. 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz