Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
добавить, что новым инициативам поморов в части строительства промыслового флота способствовали начавшиеся с 1925/26 годов зимние зверобойные промыс лы на ледокольных пароходах в Белом море. Справедливости ради, следует отме тить, что новая власть проявила тогда определённую инициативу и завидную на стойчивость на всех уровнях в деле создания сравнительно современного промыс лового флота —от мореходных траулеров до рыболовных мотоботов, ёл и больших морских карбасов. Не обошли эти начинания и наше, традиционно промысловое хозяйство. Пос ле организации в Долгощелье колхоза имени К. Е. Ворошилова его руководите ли энергично взялись за интенсивное использование внутренних рыболовных водоёмов, а также и за освоение нового вида промысла —морского, в частности, на Мурманском побережье и в северном районе Белого моря. Мелкие парусно гребные суда тут не годились. Поэтому руководители колхоза приняли совер шенно новое, смелое решение построить собственными силами несколько не больших парусно-моторных судов. Решили и начали —создали бригаду местных строителей под руководством опытного мастера Семёна Фёдоровича Широкого. А для практических консультаций пригласили знатного в то время судострои теля Фёдора Ладкина —уроженца селения Инцы, что на Зимнем берегу Белого моря. Строили энергично, с задором и через полгода были спущены на воду первые три промысловых бота (в моряцком кругу их называли «петушки»): «Самаря- нин», «Путинный» и «Бодрый». На них были установлены двигатели «Победа» по 25 л. с. —по тем временам вполне приличные машины. Эти небольшие, веро ятно, примитивные на нынешний взгляд, посудины стали пионерами, этаким сим волом, прообразом будущего рыболовно-промыслового колхозного флота. Кста ти, в это же время долгощельцы прикупили еще две моторные ёлы. Эти меры яви лись тогда большим событием для селян в деле развития морских рыболовных промыслов и наращивания экономического потенциала молодого коллективного хозяйства. Впоследствии этот вид промысла получил бурное развитие. В августе 1930 года первая колхозная флотилия —три мотобота и две ёлы — двинулась на Мурманское побережье в районы Семи Островов и Восточной Лицы на ярусный лов трески. Так было положено начало морским рыбным промыслам, которые со временем получили широкое развитие и стали основным фактором создания устойчивой экономики коллективного хозяйства. Разумеется, появле ние первых механизированных судов было большим событием в жизни жителей села —потомственных моряков-промысловиков. Правда, это доброе начинание не обошлось без трагедии. В октябре 1935 года во время жестокого осеннего шторма у западного побережья полуострова Канин, в районе устья реки Кия, разбился и затонул мотобот «Самарянин». Погибли капи тан Василий Михайлович Прялухин и члены экипажа: Евлампий Васильевич Бу торин, Иван Андреевич Медведев, Фёдор Васильевич Широкий. Добавим, что это случилось пять лет спустя после начала эксплуатации «петушков». С появлением и развитием механизированного рыболовного флота, естествен но, на очередь встала задача подготовки морских специалистов: судоводителей, механиков, мастеров лова, других специальностей. И сельская молодёжь охотно взялась за учёбу, приобретение новых современных специальностей. После окон- 305
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz