Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

добавить, что новым инициативам поморов в части строительства промыслового флота способствовали начавшиеся с 1925/26 годов зимние зверобойные промыс­ лы на ледокольных пароходах в Белом море. Справедливости ради, следует отме­ тить, что новая власть проявила тогда определённую инициативу и завидную на­ стойчивость на всех уровнях в деле создания сравнительно современного промыс­ лового флота —от мореходных траулеров до рыболовных мотоботов, ёл и больших морских карбасов. Не обошли эти начинания и наше, традиционно промысловое хозяйство. Пос­ ле организации в Долгощелье колхоза имени К. Е. Ворошилова его руководите­ ли энергично взялись за интенсивное использование внутренних рыболовных водоёмов, а также и за освоение нового вида промысла —морского, в частности, на Мурманском побережье и в северном районе Белого моря. Мелкие парусно­ гребные суда тут не годились. Поэтому руководители колхоза приняли совер­ шенно новое, смелое решение построить собственными силами несколько не­ больших парусно-моторных судов. Решили и начали —создали бригаду местных строителей под руководством опытного мастера Семёна Фёдоровича Широкого. А для практических консультаций пригласили знатного в то время судострои­ теля Фёдора Ладкина —уроженца селения Инцы, что на Зимнем берегу Белого моря. Строили энергично, с задором и через полгода были спущены на воду первые три промысловых бота (в моряцком кругу их называли «петушки»): «Самаря- нин», «Путинный» и «Бодрый». На них были установлены двигатели «Победа» по 25 л. с. —по тем временам вполне приличные машины. Эти небольшие, веро­ ятно, примитивные на нынешний взгляд, посудины стали пионерами, этаким сим­ волом, прообразом будущего рыболовно-промыслового колхозного флота. Кста­ ти, в это же время долгощельцы прикупили еще две моторные ёлы. Эти меры яви­ лись тогда большим событием для селян в деле развития морских рыболовных промыслов и наращивания экономического потенциала молодого коллективного хозяйства. Впоследствии этот вид промысла получил бурное развитие. В августе 1930 года первая колхозная флотилия —три мотобота и две ёлы — двинулась на Мурманское побережье в районы Семи Островов и Восточной Лицы на ярусный лов трески. Так было положено начало морским рыбным промыслам, которые со временем получили широкое развитие и стали основным фактором создания устойчивой экономики коллективного хозяйства. Разумеется, появле­ ние первых механизированных судов было большим событием в жизни жителей села —потомственных моряков-промысловиков. Правда, это доброе начинание не обошлось без трагедии. В октябре 1935 года во время жестокого осеннего шторма у западного побережья полуострова Канин, в районе устья реки Кия, разбился и затонул мотобот «Самарянин». Погибли капи­ тан Василий Михайлович Прялухин и члены экипажа: Евлампий Васильевич Бу­ торин, Иван Андреевич Медведев, Фёдор Васильевич Широкий. Добавим, что это случилось пять лет спустя после начала эксплуатации «петушков». С появлением и развитием механизированного рыболовного флота, естествен­ но, на очередь встала задача подготовки морских специалистов: судоводителей, механиков, мастеров лова, других специальностей. И сельская молодёжь охотно взялась за учёбу, приобретение новых современных специальностей. После окон- 305

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz