Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
активно готовить сети-поплавни к традиционному лову этой замечательной рыбы. «Всё повторяется, как встарь...» —сказал великий русский поэт, правда, по друго му поводу. Сёмга —рыба царская! С ёмга —царь-рыба! В Поморье об этом нет двух мнений. Семужий лов здесь существует с незапамятных времен. Семга обитает и кормится в Северной Ат лантике, Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях. Априходит летом и осе нью на нерест в реки Кольского полуострова, в беломорские реки и на Печору. Рыба крупная, мощная, весом от одного —полутора до пятнадцати килограммов, а в не которых районах попадаются особи более двадцати. Это благородная, красная очень вкусная рыба. Она шла всегда, идет и теперь в основном на столичные рынки. Раз ница лишь в том, что в былые времена рыбу добывали и отправляли в столицы, а также и на экспорт легально, планово, на коммерческой основе, а теперь воровски, грабительски. Однако это другая тема. А рыбаки-поморы из века в век ловили ее и для собственного потребления, правда, пользуясь для этого не всегда дозволенны ми властью способами и средствами. Поддерживать меры властей по жесткому контролю за ловом семги для соб ственных нужд, а проще говоря, запрещать ловить, считалось этаким абсурдом. Поморы всегда активно отстаивали свои законные права на лов семги в местных водоемах для себя. Они с праведным негодованием спрашивали представителей власти: «В центральных районах страны никто не запрещает разводить и получать урожаи овощей, фруктов, ягод и прочих даров природы, заниматься, например, добычей мёда —это совершенно справедливо. В наших северных местах с суровой природой земля практически ничего не родит. У нас единственный природный дар — рыба, в том числе и сёмга. Так почему нам, местным жителям, запрещают исполь зовать для собственного питания этот природный дар?». С ними, разумеется, нельзя не согласиться. Пусть власти запрещают лов этой ценной рыбы всевозможным залётным добытчикам, браконьерам (на местном жар гоне —белым бандюганам) да иностранным благодетелям, бросающим за этот гра беж жалкие валютные подачки. Один любопытный случай, как говорят, из мор ской практики. Зашли мы лет 10 назад на латвийском танкере в одно из становищ Кольского полуострова —топливо на зиму привезли. Встали на рейде на якорь. Ну, как всегда в таких случаях, как это делается у нас, пограничники —на борт, хотя танкер, уже около месяца бродит по местным портопунктам, в том числе и по по граничным, —своих танкеров тогда еще не было —мы только возрождались... Граница экипажу танкера, естественно, давно открыта, но пограничники счи тали —лучше перебдеть! Осмотрели, проверили всё, что можно —нормально, за мечаний нет. Старший механик —язва-мужик —спрашивает дежурного погранца: «А что вы тут, ребята, собственно говоря, охраняете?». «Рыбные запасы», —бойко отвечает пограничник. «Да какие в этой речушке рыбные запасы? И кому они нуж ны?» —удивляется механик. «А местные рыбаки? —приводит пример страж и за щитник Родины. —Иногда пытаются семгу поймать —браконьеры!». Вот и вся сказка —вся сермяжная философия наших властей. Российские по граничники в российской речке ловят местных рыбаков, пытающихся рыбину пой мать, чтобы семью накормить. Кстати, кормить-то более нечем. Раньше, при социа 298
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz