Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

активно готовить сети-поплавни к традиционному лову этой замечательной рыбы. «Всё повторяется, как встарь...» —сказал великий русский поэт, правда, по друго­ му поводу. Сёмга —рыба царская! С ёмга —царь-рыба! В Поморье об этом нет двух мнений. Семужий лов здесь существует с незапамятных времен. Семга обитает и кормится в Северной Ат­ лантике, Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях. Априходит летом и осе­ нью на нерест в реки Кольского полуострова, в беломорские реки и на Печору. Рыба крупная, мощная, весом от одного —полутора до пятнадцати килограммов, а в не­ которых районах попадаются особи более двадцати. Это благородная, красная очень вкусная рыба. Она шла всегда, идет и теперь в основном на столичные рынки. Раз­ ница лишь в том, что в былые времена рыбу добывали и отправляли в столицы, а также и на экспорт легально, планово, на коммерческой основе, а теперь воровски, грабительски. Однако это другая тема. А рыбаки-поморы из века в век ловили ее и для собственного потребления, правда, пользуясь для этого не всегда дозволенны­ ми властью способами и средствами. Поддерживать меры властей по жесткому контролю за ловом семги для соб­ ственных нужд, а проще говоря, запрещать ловить, считалось этаким абсурдом. Поморы всегда активно отстаивали свои законные права на лов семги в местных водоемах для себя. Они с праведным негодованием спрашивали представителей власти: «В центральных районах страны никто не запрещает разводить и получать урожаи овощей, фруктов, ягод и прочих даров природы, заниматься, например, добычей мёда —это совершенно справедливо. В наших северных местах с суровой природой земля практически ничего не родит. У нас единственный природный дар — рыба, в том числе и сёмга. Так почему нам, местным жителям, запрещают исполь­ зовать для собственного питания этот природный дар?». С ними, разумеется, нельзя не согласиться. Пусть власти запрещают лов этой ценной рыбы всевозможным залётным добытчикам, браконьерам (на местном жар­ гоне —белым бандюганам) да иностранным благодетелям, бросающим за этот гра­ беж жалкие валютные подачки. Один любопытный случай, как говорят, из мор­ ской практики. Зашли мы лет 10 назад на латвийском танкере в одно из становищ Кольского полуострова —топливо на зиму привезли. Встали на рейде на якорь. Ну, как всегда в таких случаях, как это делается у нас, пограничники —на борт, хотя танкер, уже около месяца бродит по местным портопунктам, в том числе и по по­ граничным, —своих танкеров тогда еще не было —мы только возрождались... Граница экипажу танкера, естественно, давно открыта, но пограничники счи­ тали —лучше перебдеть! Осмотрели, проверили всё, что можно —нормально, за­ мечаний нет. Старший механик —язва-мужик —спрашивает дежурного погранца: «А что вы тут, ребята, собственно говоря, охраняете?». «Рыбные запасы», —бойко отвечает пограничник. «Да какие в этой речушке рыбные запасы? И кому они нуж­ ны?» —удивляется механик. «А местные рыбаки? —приводит пример страж и за­ щитник Родины. —Иногда пытаются семгу поймать —браконьеры!». Вот и вся сказка —вся сермяжная философия наших властей. Российские по­ граничники в российской речке ловят местных рыбаков, пытающихся рыбину пой­ мать, чтобы семью накормить. Кстати, кормить-то более нечем. Раньше, при социа­ 298

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz