Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
помощника штурмана Крапивина, боцмана и семи матросов из Мезенского и Хол могорского уездов. В следующей Новоземельской экспедиции 1896 года принимал участие промышленник с Мезенского берега Василий Иглин. Начальник этой экс педиции князь Б. Б. Голицын в честь своего бесстрашного лоцмана назвал именем Иглина речку в районе становища Кармакулы. А сколько ещё можно назвать участников полярных экспедиций из числа ме- зенцев-кулойцев! Так, в январе 1903 года, подбирая состав спасательной партии по оказанию помощи затерявшемуся где-то в арктических льдах севернее Новосибир ских островов начальнику экспедиции по открытию легендарной Земли Саннико- ва барону Э. В. Толю со спутниками, начальник этой группы лейтенант Российско го военного флота Александр Васильевич Колчак по рекомендации полярного ис следователя, академика Ф. Н. Чернышова поехал в Архангельск, а оттуда —в Мезень и Долгощелье. Цель его поездки была подобрать себе в помощники для этой риско ванной экспедиции 4—5 местных промышленников-зверобоев, людей крепких, вы носливых, отважных для работы в полярных льдах. По прибытии в Мезень Александру Васильевичу предложили в спутники не сколько молодых, но опытных зверобоев, из которых он отобрал четырёх. Кроме них в спасательную партию вошли боцман Бегичев и два военных матроса. Побы вал лейтенант Колчак и в Долгощелье, где осмотрел промысловые (вешние) лодки. Но из-за трудности предстоящего пути в Сибирь, к устью реки Лены, ему пришлось отказаться от великолепного промыслового судна долгощельцев —очень далёк и тяжёл предстоял путь. Умный, опытный и предприимчивый морской офицер Александр Колчак от лично понимал, что успех дела этой небольшой спасательной группы, отправляв шейся к северу от Новосибирских островов, будет полностью зависеть от каждого человека —члена спасательной партии и особенно от небольшого, но прочного и надёжного мореходного судна. Он также понимал, что для такого крайне рискован ного морского плавания наиболее надёжными будут беломорские промышленни ки-зверобои с Мезенских берегов. И он не ошибся в своем выборе. Поисковая партия успешно выполнила по ставленную перед ней задачу. И хотя Эдуарда Васильевича Толля и трёх его спут ников —Зееберга, Горохова и Дьяконова —обнаружить не удалось (они погибли где-то при переходе по молодому морскому льду), Александр Васильевич Колчак со своими шестью спутниками совершили на шлюпке морской переход с Новоси бирских островов на остров Беннетта и обратно, затем прибыли на материк, не потеряв при этом ни одного человека. Эта беспримерная спасательная экспе диция от Петербурга до Новосибирских островов, на остров Беннетта и обрат но на лошадях, оленях, собаках, судовой шлюпке продолжалась почти семь ме сяцев. Да, много мезенцев и кулойцев было в числе известных и достойных поморов- кормщиков. Долгощельцы: Афанасий Харнай Медведев, его братья и сыновья, Ми хаил Буторин, Андрей Увакин, Василий Селивёрстов, Дмитрий Нечаев, Павел Мед ведев и ряд других. Большим авторитетом среди известных северных мореходов, принимавших участие в полярных экспедициях в конце XIX —начале XX века, пользовался также житель Долгощелья Фома Дмитриевич Увакин. Он был извес тен как один из наиболее опытных кормщиков Мезенского побережья. Фома Дмит риевич на своём морском карбасе оказывал важные транспортные услуги членам 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz