Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

помощника штурмана Крапивина, боцмана и семи матросов из Мезенского и Хол­ могорского уездов. В следующей Новоземельской экспедиции 1896 года принимал участие промышленник с Мезенского берега Василий Иглин. Начальник этой экс­ педиции князь Б. Б. Голицын в честь своего бесстрашного лоцмана назвал именем Иглина речку в районе становища Кармакулы. А сколько ещё можно назвать участников полярных экспедиций из числа ме- зенцев-кулойцев! Так, в январе 1903 года, подбирая состав спасательной партии по оказанию помощи затерявшемуся где-то в арктических льдах севернее Новосибир­ ских островов начальнику экспедиции по открытию легендарной Земли Саннико- ва барону Э. В. Толю со спутниками, начальник этой группы лейтенант Российско­ го военного флота Александр Васильевич Колчак по рекомендации полярного ис­ следователя, академика Ф. Н. Чернышова поехал в Архангельск, а оттуда —в Мезень и Долгощелье. Цель его поездки была подобрать себе в помощники для этой риско­ ванной экспедиции 4—5 местных промышленников-зверобоев, людей крепких, вы­ носливых, отважных для работы в полярных льдах. По прибытии в Мезень Александру Васильевичу предложили в спутники не­ сколько молодых, но опытных зверобоев, из которых он отобрал четырёх. Кроме них в спасательную партию вошли боцман Бегичев и два военных матроса. Побы­ вал лейтенант Колчак и в Долгощелье, где осмотрел промысловые (вешние) лодки. Но из-за трудности предстоящего пути в Сибирь, к устью реки Лены, ему пришлось отказаться от великолепного промыслового судна долгощельцев —очень далёк и тяжёл предстоял путь. Умный, опытный и предприимчивый морской офицер Александр Колчак от­ лично понимал, что успех дела этой небольшой спасательной группы, отправляв­ шейся к северу от Новосибирских островов, будет полностью зависеть от каждого человека —члена спасательной партии и особенно от небольшого, но прочного и надёжного мореходного судна. Он также понимал, что для такого крайне рискован­ ного морского плавания наиболее надёжными будут беломорские промышленни­ ки-зверобои с Мезенских берегов. И он не ошибся в своем выборе. Поисковая партия успешно выполнила по­ ставленную перед ней задачу. И хотя Эдуарда Васильевича Толля и трёх его спут­ ников —Зееберга, Горохова и Дьяконова —обнаружить не удалось (они погибли где-то при переходе по молодому морскому льду), Александр Васильевич Колчак со своими шестью спутниками совершили на шлюпке морской переход с Новоси­ бирских островов на остров Беннетта и обратно, затем прибыли на материк, не потеряв при этом ни одного человека. Эта беспримерная спасательная экспе­ диция от Петербурга до Новосибирских островов, на остров Беннетта и обрат­ но на лошадях, оленях, собаках, судовой шлюпке продолжалась почти семь ме­ сяцев. Да, много мезенцев и кулойцев было в числе известных и достойных поморов- кормщиков. Долгощельцы: Афанасий Харнай Медведев, его братья и сыновья, Ми­ хаил Буторин, Андрей Увакин, Василий Селивёрстов, Дмитрий Нечаев, Павел Мед­ ведев и ряд других. Большим авторитетом среди известных северных мореходов, принимавших участие в полярных экспедициях в конце XIX —начале XX века, пользовался также житель Долгощелья Фома Дмитриевич Увакин. Он был извес­ тен как один из наиболее опытных кормщиков Мезенского побережья. Фома Дмит­ риевич на своём морском карбасе оказывал важные транспортные услуги членам 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz