Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

Стефан Барроу, посетивший Север России в 1555—1556 годах, отмечал не только активное развитие русского северного мореплавания в количественном отношении, но и указывал на высокие мореходные качества русских людей1. Кстати заметим, что наши отечественные историки, к сожалению, так и не установили точно, где побывал Стефан Барроу в пределах русских вод, —в устье Колы на северном побережье Коль­ ского полуострова или в устье реки Кулой, что находится в Белом море. Тут можно отметить, что более убедительные доводы приводятся в пользу второго предположения, а именно: Стефан Барроу на основании вычисленных и ука­ занных им своих координат был в устье Кулоя. Это утверждал и известный ученый, полярный исследователь В. Ю. Визе. Кроме того общеизвестно высказывание друго­ го историка —А. А. Жилинского: «По новейшим историческим исследованиям выс­ казывается мысль, что известный английский мореплаватель Стефан Барроу в 1556 году был не в Коле, а в губе Кулой. Согласно определениям Барроу широта 65 граду­ сов 48 минут, это устье реки Кулой, называемой в старину Коло»2. Возможно и наиболее близкое к истине утверждение некоторых авторов, пред­ положивших, что энергичный и предприимчивый капитан Барроу успел «забежать» в Кольский залив к устью реки Колы, а затем, следуя на юго-восток вдоль Мурман­ ского побережья, спустился с попутным ветром в Белое море и бросил якорь в ус­ тье Кулоя. Эти версии до сих пор стоят в длинном ряду исторических загадок. Остановившись в устье Кулоя, Барроу «...ежедневно видел, как по ней спуска­ лись вниз много русских лодий, экипаж которых состоял минимально из 24 чело­ век, а на больших до 30». Выходя совместно с русскими лодьями из устья Кулоя в море, он отмечал, что все лодьи опережали их, вследствие чего «поморы приспус­ кали свои паруса и поджидали нас»3. На сравнительно высокий уровень морских знаний у западных (беломорских) русских мореходов-промышленников и их заинтересованность в гидрографиче­ ском изучении морей указывал профессор Казанского университета А. С. Савель­ ев, писавший в середине XIX века: «Большая часть этих смельчаков имеют хоро­ шие практические сведения о мореходстве; компас никогда не покидает их; упот­ ребление карт многими из них известно как нельзя лучше; наконец, сами они составляют их “наглядкой” и пишут журналы, в которые вносят описания посеща­ емых ими мест, замечая хорошие или нет становища, при каком ветре удобнее вой­ ти в него, какой в нем прилив, каковы берега, грунт, глубина и прочие. Многие из этих “журналов” и карт служили ценным пособием для офицеров, занимавшихся съемкой берегов Ледовитого океана и Новой Земли». В последние годы правления царя Петра I морское ведомство России серьёзно занялось исследованием арктических морей и южного побережья Северного Ледо­ витого океана. Ана первом плане этих исследований стояла главная задача —изыс­ кание морских путей в Индию, в частности, вокруг побережья Сибири. Проектов торговых связей с Индией и с Китаем выдвигалось немало. Эти проекты предус­ матривали «в случае обнаружения морского пути, заложить поблизости от моря гавани и верфи, где можно строить приличные тамошнему морю суда». Проекты являлись своеобразными программами будущей Великой Северной экспедиции 1733—1743 годов. Предлагалось даже построить крепости на Новой Земле и на Вай- 1Визе В. Ю. Моря Советской Арктики. —М., 1948. —С. 413. 2Жилинский А. А. Крайний Север Европейской России. —СПб, 1919. —С. 88. 3Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. —Л., 1937. —С. 101. 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz