Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

ливать, далее будет лучше! Бывало трудились и от безысходности —куда деться семейным женщинам, подросткам и вернувшимся с войны в большинстве покале­ ченным солдатам, —кому мы все были нужны?! Всё это можно интерпретировать по-разному, тем более, теперь... Но главное в том, что эти люди совершили еще один гражданский подвиг —восстановили разрушенное военным лихолетьем народное хозяйство. Медленно, очень трудно, но мирная жизнь всё же стала налаживаться. Пожа­ луй, первые сдвиги к росту начались в рыбной отрасли. Этому способствовали некоторые положительные факторы. На рыбодобыче были введены и успешно дей­ ствовали материальные стимулы. Каждый квартал выдавалась на отоваривание различная рыба, оказавшаяся в наличии, кроме сёмги, разумеется. За выловлен­ ную рыбу промышленники получали специальные талоны, на которые приобрета­ лись продукты первой необходимости: мука, масло, сахар. В условиях жёсткой карточной системы это был очень значимый стимул для увеличения добычи мо­ репродуктов. Молодые мужчины, вернувшиеся с войны, стали энергично заниматься рыб­ ными и зверобойными промыслами, охотнее шли на промысловые суда. Рыболо­ вецкий прибрежный флот стал развиваться довольно активно. Уже в первые пос­ левоенные годы в рыбном порту Шойна в период летних навигаций базировались до 60—70 рыбацких судов. А в навигацию особенно успешного 1948 года (я был матросом на м/б «Бабушкин») там промышляли более ста рыбацких сейнеров и их число заметно возрастало. Начали приходить из постройки новые, более мощные, современные сейнеры. В те годы мы успешно занимались и промыслом полярной акулы —очень ценной, с высокой стоимостью продукции. Начиная с пятидесятых годов, на промысловом флоте происходила подлинно техническая революция. Петрозаводские судостроители создали мощные по тем временам верфи и начали массовый выпуск целыми сериями новых типов рыбо­ ловных сравнительно мощных (150 л. с.) судов. А старые, запредельно изношен­ ные, маломощные (до 60 л. с.) суда пошли на слом. Новые, более мощные МРТ (малые рыболовные траулеры) находились на промысле практически круглый год, за исключением плановых ремонтов. Производительность труда на этих судах уве­ личилась более, чем в два раза, а колхозы начали получать значительные доходы от эксплуатации обновлённого промыслового флота. Успешно начал развиваться в те годы зверобойный промысел, как с ледоколов, так и береговой (кустарный) —на Кедах и Инцах. В тот период ограничений —квот —на добычу тюленя не было и в конце сороковых —начале пятидесятых годов прошлого столетия добыча зверя мелкого и крупного вместе взятых исчислялась многими десятками тысяч голов. Тут уместно отметить, что в те последние воен­ ные и первые послевоенные годы за счёт мяса и жира добытого морского зверя были спасены от повального голода многие тысячи жителей Архангельска и Молотовска (нынешнего Северодвинска). По этому поводу вспоминаются события ранней весны 1946 года. Мы на паро­ ходе «Г. Седов» шли с зимнего промыслового рейса в порт Молотовск с грузом добытого зверя, что-то около 20 тысяч голов —счёт всегда шел на головы. Мы были удивлены и озадачены —на обочине ледового канала перед подходом к порту нас уже встречала длинная цепочка жителей города. Наконец, поняли в чём дело. Ока­ зывается, в городе прошёл слух, что с моря идут ледоколы с грузом тюленьего мяса 272

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz