Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
хотя был, вероятно, лихой парень, коль получил добро на этот полет. Конечно, мы все, как могли, участвовали в этом мероприятии, хотя, наверное, больше мешали заниматься серьезным делом. Общими усилиями со всеми возможными предосто рожностями доставили пострадавшего на самолет и кое-как поместили на второе сидение. Наш бедный Афоня был почти без сознания, вероятно от боли и от нашей бестолковой суеты. Да, это был легендарный У-2. Боковой свежий ветер гнал снеж ную поземку. Однако летчик лихо вырулил, взлетел и начал разворачиваться на курс. А с подъемом у него что-то не получалось. Пролетев на бреющем полете с заметным креном над рекой, он вдруг резко качнулся, видно, от порыва ветра, заце пил крылом за ледовый торос, ткнулся носом во встречный ропак и, кувыркнув шись, упал на лед вверх лыжами. Мы только ахнули и рванулись к нему. Подбежали, общими усилиями доволь но легко развернули и поставили самолет опять на лыжи. А пилот и пассажир, бед ный наш Афоня, остались лежать на льду. Кажется, больше пострадал пилот, веро ятно потому, что больной был весь перебинтован, чрезмерно одет, укутан и больше походил на куклу. Я не помню точно, что именно пилот поломал у себя, но мы его тащили на санках обратно в медпункт. ААфоня был, по-моему, в легком шоке, как- то бессмысленно улыбался и молчал —на этот раз молчал! В конечном счете все обошлось более-менее благополучно. Пострадавшие ока зались на попечении медика, а самолет мы легко притащили через реку по ледовой дороге в поселок. Через два или три дня прилетел еще один легкий самолет, вероят но, с более опытным пилотом и в тот же день увез Афанасия Алексеевича в Мезень. А на неделе, после небольшой непогоды, разобрались с упавшим самолетом и его хозяином. Мне очень хорошо запомнился этот симпатичный веселый парень, на верное, отважный летчик. По крайней мере, он смотрел на все это происшествие с некоторой долей юмора. Вероятно, и здесь сказывались традиции фронтовой авиа ции —машину починят или сделают новую, главное —летчика не потерять. Навер ное, очень правильная мысль, а точнее, мудрый, гуманный принцип. Отдохнув в Чиже пару дней, мы снова тронулись в наш трудный пеший поход. Впереди были: Яжма, Несь, Мгла, Прелая, Сёмжа, Пыя, Мезень, Бобровка —вот сколько переходов и только после этого родное Долгощелье —еще более 200 кило метров, точнее 203. Хотя старики-поморы шутили по поводу расстояний: «Ну, так кто знает сколько —говорят, что два черта мерили да веревку порвали. Один пред ложил: “Давай, свяжем”, а второй говорит: “Да, ладно —так скажем”». Наверное, так и сказали: примерно 200 км. Да сколько бы не было, а идти надо —пошли! Яжма —деревушка так себе, с десяток домов. Живут рыбаки да извозчики. Почту возят зимой до Неси на юг и до Чижи —на север. Приютила нас на постой —на ночевку —немолодая уже женщи на. Судя по ее информации, у нее останавливаются почти все долгощельцы уже более 20 лет —она практически всех помнит. Самовар медный, ведерный (ведро воды влезает), шумит, гудит на столе — что паровоз. Хозяйке —наваг крупных с десяток на уху, она, конечно, благодарна, гостеприимна. Да и мы, постояльцы, народ молодой, непритязательный. Она это знает. Приткнулись кто где —по углам, на кровати, на печке и уснули. Нам комп лекты белья не требуются —кипяток да теплый угол и на том большое спасибо! Тогда был в ходу забавный теперь принцип: «На каждой станции —кипяток бес платно!». 260
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz