Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

хотя был, вероятно, лихой парень, коль получил добро на этот полет. Конечно, мы все, как могли, участвовали в этом мероприятии, хотя, наверное, больше мешали заниматься серьезным делом. Общими усилиями со всеми возможными предосто­ рожностями доставили пострадавшего на самолет и кое-как поместили на второе сидение. Наш бедный Афоня был почти без сознания, вероятно от боли и от нашей бестолковой суеты. Да, это был легендарный У-2. Боковой свежий ветер гнал снеж­ ную поземку. Однако летчик лихо вырулил, взлетел и начал разворачиваться на курс. А с подъемом у него что-то не получалось. Пролетев на бреющем полете с заметным креном над рекой, он вдруг резко качнулся, видно, от порыва ветра, заце­ пил крылом за ледовый торос, ткнулся носом во встречный ропак и, кувыркнув­ шись, упал на лед вверх лыжами. Мы только ахнули и рванулись к нему. Подбежали, общими усилиями доволь­ но легко развернули и поставили самолет опять на лыжи. А пилот и пассажир, бед­ ный наш Афоня, остались лежать на льду. Кажется, больше пострадал пилот, веро­ ятно потому, что больной был весь перебинтован, чрезмерно одет, укутан и больше походил на куклу. Я не помню точно, что именно пилот поломал у себя, но мы его тащили на санках обратно в медпункт. ААфоня был, по-моему, в легком шоке, как- то бессмысленно улыбался и молчал —на этот раз молчал! В конечном счете все обошлось более-менее благополучно. Пострадавшие ока­ зались на попечении медика, а самолет мы легко притащили через реку по ледовой дороге в поселок. Через два или три дня прилетел еще один легкий самолет, вероят­ но, с более опытным пилотом и в тот же день увез Афанасия Алексеевича в Мезень. А на неделе, после небольшой непогоды, разобрались с упавшим самолетом и его хозяином. Мне очень хорошо запомнился этот симпатичный веселый парень, на­ верное, отважный летчик. По крайней мере, он смотрел на все это происшествие с некоторой долей юмора. Вероятно, и здесь сказывались традиции фронтовой авиа­ ции —машину починят или сделают новую, главное —летчика не потерять. Навер­ ное, очень правильная мысль, а точнее, мудрый, гуманный принцип. Отдохнув в Чиже пару дней, мы снова тронулись в наш трудный пеший поход. Впереди были: Яжма, Несь, Мгла, Прелая, Сёмжа, Пыя, Мезень, Бобровка —вот сколько переходов и только после этого родное Долгощелье —еще более 200 кило­ метров, точнее 203. Хотя старики-поморы шутили по поводу расстояний: «Ну, так кто знает сколько —говорят, что два черта мерили да веревку порвали. Один пред­ ложил: “Давай, свяжем”, а второй говорит: “Да, ладно —так скажем”». Наверное, так и сказали: примерно 200 км. Да сколько бы не было, а идти надо —пошли! Яжма —деревушка так себе, с десяток домов. Живут рыбаки да извозчики. Почту возят зимой до Неси на юг и до Чижи —на север. Приютила нас на постой —на ночевку —немолодая уже женщи­ на. Судя по ее информации, у нее останавливаются почти все долгощельцы уже более 20 лет —она практически всех помнит. Самовар медный, ведерный (ведро воды влезает), шумит, гудит на столе — что паровоз. Хозяйке —наваг крупных с десяток на уху, она, конечно, благодарна, гостеприимна. Да и мы, постояльцы, народ молодой, непритязательный. Она это знает. Приткнулись кто где —по углам, на кровати, на печке и уснули. Нам комп­ лекты белья не требуются —кипяток да теплый угол и на том большое спасибо! Тогда был в ходу забавный теперь принцип: «На каждой станции —кипяток бес­ платно!». 260

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz