Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
нервным ржанием глядя на окружающий хаос. Очень тяжело глядеть на эти стра дания животных. Алюдей в носовом кубрике и кормовой каюте набито, как говорят, словно сель дей в бочках. Прилечь совершенно негде. Девчонки по двое —трое на одной мат росской койке (матросы —кто где: в рулевой рубке, на камбузе, в машинном отде лении, даже в кладовых). А пассажирки, кое-как съежившись, неуемно шумят — кто поет, кто плачет —ну что с ними поделаешь? Хотя и будущие, а всё...бабы! После полудня миновали мыс Песчаный и, немного подвернув влево, пошли в море. В левую скулу жестко ударила первая волна, вторая залетела на полубак. «Ти- манец» глухо скрипнул своим старым деревянным корпусом и начал порывисто кланяться встречным косматым водяным валам. Да, посудина, временно приютив шая нас, была, прямо скажем, допотопная. Деревянный бот довоенной постройки с начала войны ходил под военно-морским флагом по Кольскому заливу и прибреж ным бухтам —подвозил к фронту бойцов, вооружение, продовольствие. К середи не 1944 года «демобилизовался» и продолжил свою главную работу —промышлял рыбу в Белом море. А мы —зеленая молодежь —в этом плавании принимали первое настоящее морское крещение. Ветер от северо-запада развел нешуточную волну и на широком морском просторе разгулялся форменный шторм. В то время на западе еще грохо тала жестокая война. Да и у нас на северном морском фланге фронта тоже нередко бродили фашистские подлодки с сатанинским приказом своих адмиралов: «Топить их всех!». Поэтому наш сейнерок шёл без навигационных огней, и осенняя тьма да штормовая волна за бортом казались особенно зловещими и страшными. Качка усиливалась, волны с грохотом перекатывались по палубе. Судно все чаще зарывалось в бушующие волны по носовую мачту и непрерывно переваливалось в крене с одного борта на другой. Капитан «Тиманца» Медведев молча, сосредото ченно вглядывался в штормовую круговерть. Александр Ефимович был велико лепный моряк, но имел несколько замкнутый характер. Предельно выдержанный и осмотрительный, он, как и большинство капитанов того сурового времени, отли чался особой моряцкой закалкой, житейской мудростью и детальным знанием по вадок неспокойного северного моря. Уже после полуночи на палубе вдруг что-то произошло. Судно неожиданно резко, с тяжелым грохотом повалилось на один борт, дернулось вперед-назад, слов но забуксовавшая в грязи машина, завалилось еще более на другой борт и, тяжко вздрагивая, выпрямилось. На палубе громко и нервно заржала лошадь. А в кубрике вдруг повисла тяжелая, давящая тишина и ожидание чего-то непонятного и поэто му особенно опасного. Но ничего особенного не было. Судно пошло даже несколько спокойнее и раз- махи качки стали меньше. Это нам, вероятно, показалось. Сверху в кубрик спус тился помощник капитана Федор Андреевич Буторин и спокойным, негромким голосом объявил: «Ну что же, молодежь, не получился у нас первый морской по ход, шторм усиливается —повернули обратно в Кулой. Переждем непогоду в Ми- тенской. Так что можете сбегать домой... к мамкам!». Тяжелый осенний шторм бу шевал более двух суток. За это время мы действительно сбегали домой, благо все го-то семь километров туда и обратно. А капитан Медведев, словно хороший шахматист, просчитал несколько ходов вперёд. Он за три дня до отхода настоятельно требовал от руководства колхоза о 247
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz