Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

Беломорцы вдоль сибирских берегов В нимание отважных северных мореходов привлекали необозримые просторы северных морей. Они внутренним чутьём и, разумеется, своим богатым опы­ том рыбаков —зверобоев, промысловиков —были уверены в богатствах этих пока незнакомых морских просторов. А потому упорно, самоотверженно, азартно про­ бирались на север и на восток: «...и шли туда за волей, за счастливой долью отчаян­ ные русские сердца!» —повествует старинное северное сказание. Не смущал дерз­ новенных новгородских ушкуйников и их достойных потомков, обосновавшихся на Беломорье, и безбрежный Ледовитый океан. Этот путь часто упоминается в поморских лоциях. Что тут сказать? Только то, что, побывав на реке Чижа спустя более трёхсот лет, автор сего труда может под­ твердить справедливость пояснений пинежанина-морехода Фомы Борисова каса­ тельно его характеристики славной реки Чижи, правда, с одной не очень существен­ ной поправкой. Автор не согласен с господином Борисовым вот почему. Нам, ува­ жаемый Фома Борисов, тоже доводилось заходить в реку Чижа в 1946—1947 годах на рыболовном сейнере, разумеется, с приливом. Помнится, ширина в нижней и средней части реки куда более 10 сажен (под 20 метров будет). Ну, возможно, в верховьях в те поры она была значительно уже. Да опять же и разница какая во времени —более 330 лет миновало! Вполне возможны изменения... А вот относительно объяснения другого морского пути «большим морем-окия- ном под север-полуношник вокруг Канина Носу» —всё совершенно точно. Браво, господин Фома Борисов, —славный мореходец. Да, у нас, современных моряков, нет никакого сомнения в том, что мореплаватели тех времён уже свободно ориен­ тировались в направлениях на Мурманский берег, на Новую Землю, на Обь и Енисей. Им был известен морской ход в эти отдалённые, суровые края. Они неудержимо, как поток, устремлялись всё далее на восток, в Сибирь, от одного к другому устью великих рек: Оби, Енисея, Хатанги, Лены, Яны, Индигирки, Колымы. Шли мор­ ским ходом на своих утлых деревянных судах, двигались побережьями, перевали­ вали через горные хребты, преодолевали гигантские расстояния во многие тысячи вёрст, испытывали немыслимые тяготы этих неведомых ранее путей. В истории российского арктического мореплавания первым, наиболее ожив­ лённым, активным и известным потомкам, «золотым» был XVII век. Отважные по­ моры, землепроходцы, промышленные, торговые и служилые люди осваивали, обу­ страивали, приводили под высокую руку Великого Государя одну за другой об­ ширные территории Западной, Средней и Восточной Сибири, активно продвигаясь на восток, «встречь Солнцу». За время от появления первого русского судна в водах северо-восточных морей и до спада мореплавания, наступившего в конце XVII века, в течение пятидесяти с лишним лет ими совершено 177 крупных морских экспедиций между Леной, Ко­ лымой и Анадырем по трассе протяженностью, по меньшей мере, в шесть тысяч километров, то есть равной пути из Европы в Америку. Этими мореходами были русские крестьяне —поморы из Мезени, Кулоя, Пустозерска, Холмогор, Пинеги и Устюга. Это они предпринимали далекие, опасные походы, совершали трудные плавания, гибли в далеких странах. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz