Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

Как-то разом притихло, осиротело, замкнулось в себе ранее большое, жизнера­ достное, полное шумной молодёжи поморское гнездовье. Уже через несколько дней после начала войны пошли призывы мужчин-запасников на службу в армию, за­ звучало новое малознакомое и потому грозное слово «мобилизация». И началось... чуть ли не каждую неделю отправлялись в Мезень большие морские карбасы, заг­ руженные партиями по двадцать—тридцать молодых мобилизованных сельских мужиков. Срочно потребовались солдаты-защитники, много защитников. А поче­ му срочно и много —узнавалось значительно позднее. Под горький плач родных и близких уходили отцы, сыновья, братья, мужья —лучшие из лучших. Миновала вторая половина июня, июль, август 1941 года. Война своими пока дальними, но смертельно опасными щупальцами приближалась и к нашим север­ ным краям. Помню, мы с приятелем в августе сорок первого года идём по своим ребячьим делам вдоль берега Кулоя. Неожиданно услышали несколько странный звук мотора, а вскоре увидели... военный самолёт. Он приближался со стороны моря вдоль реки, над заречной береговой полосой на очень малой высоте (на бреющем полёте, вероятно, сказали бы лётчики). Скорость у него была в общем-то неболь­ шая. И вдруг слышим пулеметную очередь. Мы поняли —это немецкий самолёт. Пролетая над заречной стороной, где жен­ щины работали на сенокосе, фашист сделал еще несколько коротких очередей и, уда­ ляясь к верховью реки, продолжал время от времени стрелять короткими очередями. Впоследствии выяснилось, что это был немецкий разведчик. Стрелял фашист, вероят­ но, ради развлечения по карбасу, идущему вниз по реке, по женщинам, работавшим на пожнях, а под конец расстрелял старого рыбака на лодке в Кулсейском озере. Вот где начиналась наша настоящая, лютая ненависть к фашистам —старика-то зачем загу­ бил, негодяй? Ну погодите, изверги, отольются вам наши слёзы и горе. Угадали! Помнится и тревожный военный день —1 сентября 1941 года. Мы, тогда уже «старшеклассники», пришли на занятия в пятый класс. После краткого знакомства наша новая классная руководительница Ольга Никитична объявила, что по реше­ нию роно (районный отдел народного образования) начало занятий в старших классах переносится на 1октября. А в сентябре мы будем в бригадах помогать взрос­ лым на уборке урожая и на заготовке кормов для колхозного скота. Это было край­ не необходимо —все молодые мужчины уже ушли на фронт, где шли тяжелые сра­ жения с фашистскими захватчиками. А наша славная учительница Екатерина Матвеевна с группой старшеклассни­ ков проводили занятия со взрослыми жителями села по борьбе с вражескими бом­ бами в случае фашистских авианалётов. Было и такое. Мы ведь еще совсем недавно громко и бодро распевали патриотические военные песни типа: «Если завтра вой­ на...», а о реалиях войны знали непростительно мало. И так уж получалось, что в первые военные месяцы молодая учительница начальных классов была чуть ли не главным авторитетом на селе по военной части. Правда и то, что наиболее компе­ тентные в военных делах мужчины уже были мобилизованы в армию. Она показывала жителям больших двухэтажных домов, в том числе и моим ро­ дителям, где и как лучше устраивать и оборудовать временные укрытия —бомбоу­ бежища. Взрослые только удивлялись —откуда она всё это знает и, надо сказать, слушали её беспрекословно. Кстати, под её руководством было в короткий срок оборудовано большое, профессионально спланированное бомбоубежище для школь­ ников, с входом в него прямо из коридора школы и выходом в большой овраг (ру­ чей Глубокое). В один из первых дней сентября 1941 года под контролем учителей 214

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz