Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
возможно, на каменную плиту, а может быть на верхний уровень вечной мерзлоты. Во всяком случае, стальной корпус парохода, точнее, его носовая часть, более соро ка лет противостоял напору приливо-отливных течений, штормовых волн и жёст ким осеннее-весенним ледоходам на Кулое. Мы, мальчишки, в сороковые годы еще часто купались и играли летом около «Николашки», как мы его называли. Прошло 27 лет, и на это месте случилась еще одна судовая трагедия, свидетеля ми которой мы —сельские жители —были от начала до конца. Летом 1943 года из Архангельска в Долгощелье шёл зверобойный бот «Крылан» под погрузку и вывоз добытой рыбаками Долгощелья рыбной продукции, в частности, соленой сёмги, приготовленной на экспорт. Местный лоцман, проводивший судно с моря, непо нятно по какой причине, еще до подхода на рейд, спустился с борта «моряка» в свою лодку и поехал на вёслах к берегу. Вероятно, он проинформировал капитана бота, как подходить на якорное место, и с его согласия покинул судно. Но, судя по дальнейшим действиям капитана, было очевидно, что они с лоцма ном явно не поняли друг друга. В результате мотобот пошел не по фарватеру «под Якшин», а направился к якорному месту напрямик и... сел на песчаную косу, лишь немного покрытую приливной водой. Кстати, мы —деревенские мальчишки, эти вездесущие шкеты —сразу поняли, что это большое морское судно пошло ну... очень не ладно! —прямо на меляку. Мы также отлично видели, что лоцман в своей лод чонке вскочил на банку и отчаянно начал размахивать руками, стараясь привлечь внимание моряков, но...было уже поздно. Бот с приличного хода въехал на песча ную отмель и плотно сел на грунт. А далее, как в плохом романе. Прилив продолжался, течение развернуло судно бортом перпендикулярно направлению мощной приливной волны и начало доволь но энергично задвигать его всё далее на мель. Сейчас уже трудно вспоминаются дета ли этого бедствия. Но было видно, что приливное течение протащило «Крылана» по грунту приличное расстояние и, как выражаются моряки, навалило его на корпус парохода «Н. Масленников». Теперь егодвижение по грунту застопорилось. Бот, плот но прижимаясь к борту парохода, начал помалу подниматься, всплывать на продол жавшемся приливе и, наконец... взгромоздился верхом на остатки корпуса парохода. Между прочим, кажется, что тут у моряков был шанс с помощью машины и якорей отбояриться от нежелательного соседства с останками парохода и оказать ся наплаву, но почему-то мореходы не использовали эту благоприятную возмож ность. Скорее всего —определённый шок, отсутствие должного опыта и незнание местных условий и стали причиной случившегося. Прилив кончился, пошёл отлив, уровень воды стал резко снижаться. И насту пил самый трагический момент. Сидя натурально верхом на корпусе парохода, мо тобот под собственной тяжестью разломился пополам. Когда приливная вода со вершенно ушла и берег полностью оголился, взорам селян предстало жуткое зре лище. Разломившийся пополам морской мотобот «Крылан», словно «всадник без головы», сидел верхом на остатках корпуса парохода «Н. Масленников». Да, было просто невозможно смотреть без содрогания на это двойное кораблекрушение. Правда, через несколько лет полуразрушенный деревянный корпус мотобота тече ниями и ледоходами, как говорили старики-поморы, разнесло по доскам. А остан ки носовой части стального корпуса парохода и теперь во время отливов торчат над песчаным берегом Кулоя как серьёзный упрёк неопытным и невнимательным мо реходцам. Такая вот печальная участь двух морских судов —судьба...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz