Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

Ну не впервой, да и путина эта непродолжительная, хотя... как знать?! Сборы в очередную путину на Моржовец, как правило, привычны и недолги. Зверобойный промысел на острове был активным с незапамятных времён, но имел неоднозначную репутацию. С одной стороны, это было довольно прибыльное дело. Как правило, на Моржовце промышленники добывали большое количество морского зверя и, соответственно, хорошо зарабатывали. Но с другой стороны, это была довольно трудная, требующая огромного физического напряжения, риско­ ванная и часто весьма опасная охота на морского зверя, работа на динамично дрей­ фующих льдах, практически в одном из сложных участков горла Белого моря. Но вернёмся к главной теме нашего повествования. Долгощельские промышленники, считай, изготовились. Бригада укомплекто­ вана —народ подобрался бывалый, крепкий, опытный. Получилось пять групп — экипажей по 7 человек в лодку, всего 35 промышленников. Всё собрано, уложено и закреплено на дорожных санях. Обоз получился солидный —12 лошадей. И вот пришла пора прощаться. Молодые ребята выводят запряженных в гружёные сани лошадей на зимнюю дорогу. Бригадир Парфён Осипович Буторин —могучий, до­ родный мужчина осматривает большое путевое хозяйство и занимает своё место на передней лошади: «Прощайте, пока земляки, люди добрые, поехали!». Обоз двинул­ ся в путь. Проводы мужиков на очередную путину —дело привычное, не впервой. А дорога, между прочим, не дальняя, всего-то три перехода —километров 80: Долгощелье —речка Нижа —деревня Койда. А от неё до мыса Воронов и всего-то с десяток километров. Для поморов это, как говорили в старину, —не тайбола!1. Вот если в Канин или на Инцы, то путь серьёзный, а тут вроде как по-домашнему. По­ года, правда, зимняя, но сравнительно справная —небольшой морозец, маловет- рие, световой день уже приличный, дорога наезжена, лошади идут бойко. На третий день пополудни прибыли на мыс Воронов, перенесли всё гарно (в смысле —багаж) в специальные амбары, отпустили на отдых извозчиков с ло­ шадьми и начали обустраиваться сами в промысловых избах. Перво-наперво ос­ мотреть промысловые лодки, которые заблаговременно привезены из Койды, где они обычно хранятся в межсезонье. Тут всё в порядке —посудины готовы к мор­ скому походу. А вот теперь начинается самый ответственный этап предстоящей промысловой путины: морской поход —бросок по дрейфующим льдам с мыса Воронов на мате­ рике на западное побережье острова Моржовец. Желательно угодить к речке Золо­ туха или хотя бы к мысу Разбойники (ну и название кто-то придумал —не к ночи будь помянуто!). Понятно, что теперь главное —не торопиться, всё собрать в лод­ ки, присмотреться к состоянию льдов, уточнить приливо-отливные явления (точ­ но вычислить время прилива —отлива). Это уже задача для хозяев —бригадира и командиров лодок —кормщиков. Переход, переезд, а точнее, переправа вместе с дрейфующими льдами с мыса Воронов через МоржовсКую салму на берег Моржовца —предприятие весьма спе­ цифичное, требующее моряцкой отваги, хорошей морской практики и великолеп­ ного знания местных, выражаясь современным морским языком, гидрометеороло­ гических условий. Обо всём этом думали кормщики, собравшиеся у самого обрыва высокого материкового берега и внимательно наблюдавшие за проходившей неда- ' Т а й б о л а —путь по бездорожью, в частности, в тундре. 187

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz