Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
Мне в подростковом и в раннем юношеском возрасте довелось, посчастливи лось поработать с этими легендарными представителями исконно поморского со словия. Я счастлив вспомнить своих руководителей, добрых наставников-морехо- дов: Михаила Дмитриевича Селивёрстова (кстати, мы однофамильцы), Евстафия Ильича Буторина, Матвея Алексеевича Хорьговского, братьев Филиппа, Ивана, Андрея и Фёдора Григорьевича Федоровских, Александра Васильевича Нечаева, Трофима Ивановича Селивёрстова, Павла Афанасьевича Вешнякова, Егора Арта- моновича Нечаева, братьев Павла и Андреяна Егоровича Буториных, Ивана Ми хайловича Широкого, Михаила Семёновича Широкого, братьев Фёдора и Филип па Васильевича Медведевых, братьев Михаила, Фёдора, Александра Андреевича Буториных (Осепинины), Андрея Семёновича Нечаева, Фёдора Евлампиевича Шуваева —разве всех перечислишь? Это была блистательная плеяда признанных мореходцев-промышленников. Помню и представителей более старших поколений: братьев Семёна и Василия Фёдоровича Широких (родовое прозвище —Мировые), Тимофея Андрияновича Широкого (Пенин), Михаила Ильича Буторина (Ласков), Парфёна Ильича Буто рина (Осепинин), Андрея Семёновича Нечаева (Налимов). Далее вспоминаются и вовсе древние (по нынешним понятиям) жители Долгощелья: Афанасий Нечаев (Маслеев), Василий Нечаев (Мамутин), Василий Ефимович Медведев (Репин), Андрей Вешняков (дедко Вешняков!), Прокопий Иванович Медведев (дедко Про- нюшка), наш ближний сосед Еким Степанович Широкий (в детском обиходе: дед ко Комиссар). Какие бывали великолепные династии беззаветных мореходно-про- мыслового дела старателей! Но, дорогие читатели, мы с вами немного отвлеклись от нашей главной темы — подзабыли промышленников вешнего пути с их богатой добычей, тяжело гружённы ми лодками в районе Северных кошек, что находятся уже недалеко от северной гра ницы Белого моря. Тихо вокруг, ветер пока слабый, неопределённый, ближе к север ному. Сплоченные ранее ледовые полосы начинает растягивать приливо-отливное течение. Появились приличные разводья, и зверь не преминул быстро сливаться в воду —там пища и безопасность от главного «хищника» —гарпунера. Чуть потрес кивают льдины, а далее с лёгким шумом начинают разваливаться ледовые тороше ния. Однако всему своё время, еще несколько часов спокойной дремоты и... «Мужи ки, подъём!» —сочиняйте завтрак, чай и начинаем движение —в путь, к дому! На этот раз капризная, часто непредсказуемая северная погода обыграла опыт ных капитанов-кормщиков. В самом начале движения ветер от север —побережни- ка стал заметно свежеть, льды быстро пошли на расплавы, и мореходы, подняв па руса, пошли довольно ходко, мастерски маневрируя среди еще нередко попадав шихся на пути льдин. Однако к вечеру, когда последние полоски льда остались далеко за кормой, ветер стал, как говорили поморы, заметно пофушкивать (усили ваться, свежеть), а ближе к полуночи погода и вовсе испортилась. С началом оче редного прилива ветер вопреки всем признакам и прогнозам пошел ближе к запад ному и начал посвистывать в снастях. Ночь, хотя по-весеннему светлая, всё же пред стояла трудная. Проблема в том, что промысловые, вешние лодки имели принципиальное от личие от больших морских карбасов. Остроскулые, килевые, по-настоящему при способленные к морскому ходу карбасы при необходимости могли ходить доволь но круто к ветру. А плоскодонные промысловые лодки такими качествами прак- 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz