Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

Ледоколыцики просто так шляться не будут, най­ дут какой-нибудь обрывок залёжки. Они понятно, тысячами, а то и десятками тысяч, счёт ведут. А нам немного и нужно —сотню крупных голов прихва­ тить и довольно. Быстренько закруглились с пере­ кусом, по кружке чаю и лодки по-походному. У про­ мышленников это в привычке —не расслабляться в море, особенно на плывущей льдине, порядок жё­ сткий —встал и готов, мало ли что... А гудки становятся слышнее, ближе. Кормщи­ ки, понятно, как сторожевые охотничьи лайки, слу­ шают, прикидывают —где судно на сию может быть поточнее, а главное, какой примерно курс держит — идёт ли ходом по чистой воде или во льдах промы­ сел ведут. Постояли, вслушались, обобщили, и бри­ гадир двинул со своей лодкой в сторону гудков. Две другие —за ним. Надо сказать, всего в том году на промысел выходило, кажется семь лодок, но по­ скольку больших скоплений зверя не было, то про­ мышленники в самом начале пути немного обосо­ бились группами по две—три лодки, так больше вероятности, что кто-либо набе­ жит на зверя и если стадо хорошее —оповестит остальных. В тот раз мы были в компании с бригадирской лодкой. Руководил бригадой Михаил Дмитриевич Селивёрстов (Котюев), наша лодка —Матвея Хорьговского, а третью вёл Трофим Иванович (Романов). Ну, двинулись хорошо —лёд неплохой, сравнительно гладкий, снег подтаял и осел, наст крепкий. Понятно, очень-то не спешим, ледокол явно к нам приближается —по гудкам (туманным сигналам) слыш­ но. А он идёт вроде как ходко, несмотря что видимости никакой. Лихой видно ка­ питан —из наших, ледовых. Немного прошли, приостановились. Бригадир распо­ рядился: “А ну-ка, гарпунеры, пальните раз-другой залпом, авось услышат”. Гарпу­ неров хлебом не корми —дай палить. Винтовки с плеч, затворы разом лязгнули и дружный залп, немного погодя, другой. Прошла минута —другая —три коротких гудка в ответ, —ясно, услышали, поняли, отвечают. Немного времени прошло, чуть слева гудок почти рядом и темное пятно —ле­ докол! Еще несколько минут и из тумана начал вырисовываться корпус ледокола... “Ура! Да это же наш “Сибиряков”! Уже слышится громкая команда на мостике: “Стоп машина!”. “Ну ухарь, ну орёл, капитан Иванов, —словно на такси прямо к подъезду подкатил!” —с восторгом шумят зверобои». Николай Николаевич Иванов —капитан ледокольного парохода «А. Сибиря­ ков» —наш земляк из мезенских —свой в доску (Понт! —с любовью зовут его промышленники) —отважный моряк, сравнительно молодой, но опытный, ухвати­ стый ледоколыцик. Характер общительный, открытый, но порою чрезмерно реши­ тельный и порывистый, что есть, то есть —такой уж уродился. У нас в Поморье о таких бабки говорят: «Родила корова телка, да облизать забыла!». Вот и вырастают такие дерзкие да неудержимые. А мой братец с весёлым смехом продолжает: «Бывало, закончим промысел, выйдем изо льдов —впереди Мурманск. Соберёмся на палубе покурить. А он на М. А. Хорьговский, бригадир, передовщик на зверобойных и рыбных промыслах Фото из архива Долгощелъского колхоза «Север» 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz