Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

как правило, не более одного месяца. Во-вторых, условия зверобойного промысла исключительно на дрейфующих льдах Белого моря исключали такие комфортные блага, как береговое пусть самое скромное жилье и более-менее налаженный быт. Тут всегда и всё было в движении, в постоянном напряжении, настрое на опас­ ность —всегда на «товсь!». Лёд несёт течением, дрейфует ветром. Поэтому в веш­ нем пути участвовали наиболее здоровые, сильные, а главное —опытные, бывалые промысловики. Вешний промысел в ряду других зверобойных путин был наиболее активным и отличался особенно высоким риском. Тут всегда присутствовала боль­ шая динамика быта, связанная с движением льдов. Мезенский залив —один из самых неудобных для промыслов район в северной части, а точнее, во всём Белом море. Скорость приливо-отливных течений здесь достигает 4—5 узлов —это чуть менее 10 километров в час, а высота прилива —до 8—10 метров. Нетрудно предста­ вить себе, как носятся в этих местах ледяные поля, наваливаясь одно на другое, разламываются и с грохотом громоздятся в многочисленные ледовые торосы. Однако следует оговориться, что те легендарные устьинские промыслы, или вешний путь, современному читателю совершенно незнакомы. Они начинались и получили широкое развитие с середины XIX века, а в первой половине следующе­ го столетия как-то довольно скоро сошли на нет. На то были свои причины и одна из них —очень уж рискованное и опасное занятие. Долгощельские зверобои ходи­ ли в вешний путь последний раз весной 1943 года всего двумя лодками. Думаю, что одной из причин затухания этого тяжёлого промысла было также отсутствие опыт­ ных промысловиков. Отважные зверобои, удалые ребята сражались на фронтах Великой Отечественной войны с другим, более страшным зверем —фашистскими захватчиками. Но в начальный период на устьинский промысел в основном выходили мезен- цы и кулойцы (из Долгощелья). Затем в промыслы активно включились зверобои из Койды, Майды, Ручьев. Исторические документы свидетельствуют, что во вре­ мена наибольшего расцвета этого вида промысла в море выходило более 100 лодок. Аначиналось с того, что в конце марта в городе Мезени собирался сход выборных промысловых старост, которые были обязаны сообщить, сколько лодок из их селе­ ний намеревается участвовать в очередном промысле. Съезд (сход) старост опре­ делял место и время единого спуска —выхода всех лодок в море. Так определялось время начала промысла. Деятельность промышленников непосредственно в ходе вешнего пути это отдельная, довольно интересная тема. А теперь есть резон, хотя бы вкратце, проследить организацию промысловой деятельности этой большой общности —группы (бурсы). Все члены артели, а точнее, действительно бурсы, как и в отдельной лодке, де­ лились на две главные категории: гарпунеры (стрелки) и Чернова. Гарпунеры —это наиболее опытные, квалифицированные и заслуженные промысловики. Естествен­ но, чтобы стать гарпунером, необходимо было несколько лет работать (ходить не­ сколько путин) в качестве чернового —рядового члена артели. Традиционно счи­ талось, что молодой промышленник не имеет права на высокий пай от добычи — более высокие паи получали гарпунеры. На артель в 100—120 человек, или 14—17 лодок, приходилось от 25 до 30 гарпу­ неров, остальные, за исключением кормщика, были рядовые, так называемая Чер­ нова. Гарпунеры только отстреливали, били зверя, а Чернова собирали и разделы­ вали туши тут же на льду. Брали только шкуры с толстым слоем жира, увязывали 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz