Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
как правило, не более одного месяца. Во-вторых, условия зверобойного промысла исключительно на дрейфующих льдах Белого моря исключали такие комфортные блага, как береговое пусть самое скромное жилье и более-менее налаженный быт. Тут всегда и всё было в движении, в постоянном напряжении, настрое на опас ность —всегда на «товсь!». Лёд несёт течением, дрейфует ветром. Поэтому в веш нем пути участвовали наиболее здоровые, сильные, а главное —опытные, бывалые промысловики. Вешний промысел в ряду других зверобойных путин был наиболее активным и отличался особенно высоким риском. Тут всегда присутствовала боль шая динамика быта, связанная с движением льдов. Мезенский залив —один из самых неудобных для промыслов район в северной части, а точнее, во всём Белом море. Скорость приливо-отливных течений здесь достигает 4—5 узлов —это чуть менее 10 километров в час, а высота прилива —до 8—10 метров. Нетрудно предста вить себе, как носятся в этих местах ледяные поля, наваливаясь одно на другое, разламываются и с грохотом громоздятся в многочисленные ледовые торосы. Однако следует оговориться, что те легендарные устьинские промыслы, или вешний путь, современному читателю совершенно незнакомы. Они начинались и получили широкое развитие с середины XIX века, а в первой половине следующе го столетия как-то довольно скоро сошли на нет. На то были свои причины и одна из них —очень уж рискованное и опасное занятие. Долгощельские зверобои ходи ли в вешний путь последний раз весной 1943 года всего двумя лодками. Думаю, что одной из причин затухания этого тяжёлого промысла было также отсутствие опыт ных промысловиков. Отважные зверобои, удалые ребята сражались на фронтах Великой Отечественной войны с другим, более страшным зверем —фашистскими захватчиками. Но в начальный период на устьинский промысел в основном выходили мезен- цы и кулойцы (из Долгощелья). Затем в промыслы активно включились зверобои из Койды, Майды, Ручьев. Исторические документы свидетельствуют, что во вре мена наибольшего расцвета этого вида промысла в море выходило более 100 лодок. Аначиналось с того, что в конце марта в городе Мезени собирался сход выборных промысловых старост, которые были обязаны сообщить, сколько лодок из их селе ний намеревается участвовать в очередном промысле. Съезд (сход) старост опре делял место и время единого спуска —выхода всех лодок в море. Так определялось время начала промысла. Деятельность промышленников непосредственно в ходе вешнего пути это отдельная, довольно интересная тема. А теперь есть резон, хотя бы вкратце, проследить организацию промысловой деятельности этой большой общности —группы (бурсы). Все члены артели, а точнее, действительно бурсы, как и в отдельной лодке, де лились на две главные категории: гарпунеры (стрелки) и Чернова. Гарпунеры —это наиболее опытные, квалифицированные и заслуженные промысловики. Естествен но, чтобы стать гарпунером, необходимо было несколько лет работать (ходить не сколько путин) в качестве чернового —рядового члена артели. Традиционно счи талось, что молодой промышленник не имеет права на высокий пай от добычи — более высокие паи получали гарпунеры. На артель в 100—120 человек, или 14—17 лодок, приходилось от 25 до 30 гарпу неров, остальные, за исключением кормщика, были рядовые, так называемая Чер нова. Гарпунеры только отстреливали, били зверя, а Чернова собирали и разделы вали туши тут же на льду. Брали только шкуры с толстым слоем жира, увязывали 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz