Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
Миновали сутки, справа обрезался (появился далеко на горизонте) и остался позади приметный мыс Конушин. Погода нынче, словно по заказу, —ночью ветер немного приутих, а к утру опять начал пофушкивать (свежеть). Наши мореходы немного отворачивают влево, курсом почти на мыс Канин Нос. Теперь карбасы идут —кто сколько может! Это означает, что непременно держаться группой не обязательно —выходи вперёд, маневрируй, выжимай из парусов всё, что можешь. Тут своеобразная проверка ходовых качеств каждого карбаса, мастерство и искус ство, если угодно, каждого экипажа и, естественно, кормщика —прежде всего. А пока впереди с небольшим отрывом идут: бригадир Василий Широкий —ну тут понятно —хозяин, за ним легко поспевают Парфён Буторин, Семён Широкий, Николай Попов, чуть отстают (пока!) братья Магазеины Павел и Андрей Егорови чи, Фёдор Шуваев, Матвей Хорьговский, Егор Нечаев, Михайло Селивёрстов. Теперь уже все понимают —начались гонки —кто первый подойдёт к Тархано ву. А условия для плавания идеальные —ветер южный ближе к юго-восточному, паруса можно в обе цепли (на оба борта) —захватывают максимально широкую полосу попутного ветра. Ветер свежий, но не штормовой, по нынешним меркам 5—6 баллов. Времени на разгон довольно —без малого сутки. Давай, мореходы, выкладывай, выжимай из своих «рысаков» всё, что есть. Правда, выжимать что- либо серьёзное было трудно —парусов новых не придумано, дополнительную мач ту не установишь —не предусмотрено (а можно было и поставить —ближе к кор ме), видно большие скорости и не требовались. Вот во второй половине XIX века — это лет 150 назад —на английских и американских клиперах в гонках через океан на скорость «скрипели мачты и гнулись стеньги», матросы поднимали всю мысли муюи немыслимую парусину —бом-брамсели, лиселя, змейки, капитаншины юбки. Но то был век великого расцвета и торжества океанского парусного судоходства. Однако «нас там не стояло», сказали бы одесситы. Амы, дорогие читатели, продолжим разговор о наших беломорских мореходах. Устремляясь далее на север, капитаны карбасов старались держаться пока чуть мористее —на случай, если ветер пойдет к западу и станет смещать их к берегу. Опытные моряки-судоводители всегда стремятся поскорее уйти от земли в откры тое море —там спокойнее, мягче! А ветер и действительно начал понемногу захо дить к шелонику. Приходится идти круче к ветру, но ничего —запас с подветра имеется. Вторая ночь больших хлопот не принесла, да какая тут ночь —так, одна видимость. Солнце прошло над горизонтом и опять вроде как с восхода пошло вверх. После полудня справа чуть заметно стал проявляться Канинский берег. Корм щики, не уменьшая парусов, аккуратно подворачивают в сторону берега. Ветер снова стал попутнее, походнее, и карбасы пошли быстрее. Ах, навигаторы, ах, кормщики! Уже интуитивно чувствуют —всё верно, хорошо вышли —знакомые берега —Тар ханов. Через несколько часов один за другим начинают опускать паруса, принорав ливаться, куда лучше карбасом приткнуться. Надобно заметить, что Тарханов это не Конушинская корга, за которой, как у Христа за пазухой! Здесь место —так себе, открытое, не очень приёмистое, небольшая песчано-илистая коса немного сбивает волну, идущую с моря, но при тяжелых штормовых погодах от западных, северо- западных четвертей защита всё же слабая. Да что делать, довольствуются тем, что есть. Место уловистое, утверждают промышленники. А теперь, мореходы, пора при ставать к берегу —приехали! Кстати, гонку на скорость неожиданно для многих, а более того, для себя, выиг рал сравнительно молодой кормщик Фёдор Евлампиевич Шуваев. На своем но 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz