Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

ми установками под флагами западных стран хозяйничали зимой во льдах север­ ной части Белого моря, занимаясь забоем гренландского тюленя. И только с начала 20-х годов в соответствии с постановлениями уже Советско­ го правительства началась жёсткая борьба с этим разнузданным браконьерством. Начиная с 1926 года, на зверобойные промыслы в Белое море зимой пошли отече­ ственные промысловые суда —ледокольные пароходы, зверобойные шхуны и мо­ тоботы. Помнится, мой старший брат с явным удовольствием и задором рассказы­ вал, как они на пароходах «Малыгин» и «Г. Седов» на основании полученных пра­ вительственных полномочий ухватывали в наших водах и приводили в Кольский залив браконьеров —норвежские зверобойные шхуны и передавали их погранич­ ным властям. Добавим, что в результате этих энергичных акций с браконьерством недобро­ совестных соседей в наших территориальных водах было покончено быстро и ре­ шительно. По крайней мере, в последующие пятьдесят, а возможно и более лет, не было ни одного случая реального браконьерства. Наши не.очень щепетильные в соблюдении международных законов о рыбных и зверобойных промыслах соседи более не рисковали. Потребовалось много времени, упорного труда и мужества, чтобы восстановить разорённое войнами и революциями хозяйство поморского края и в первую очередь запустить и двинуть вперёд рыбные и зверобойные промыслы в северных морях, на Канинском, Колгуевском и Мурманском побережьях. Среди многих проблем по организации промыслов одной из главных была из­ вечная забота —как добираться из Долгощелья в эти удалённые устья канинских рек: Кию, Чижу, Шомокшу, Чёрную, на белушьи промыслы в районы Конушина и Тарханова? Вопрос непраздный и довольно любопытный —на нём стоит остано­ виться и разобрать подробнее. Помню, что на мои вопросы: «Как же вы добирались до Канинских побережий?» старшие братья отвечали: «В карбасах ходили —вся­ кое бывало, однако, ходили в целом благополучно, сохранно —гибельных походов не было, по крайней мере, с нашими —долгощельскими. Ну и то сказать —моряки же были... от бога!». Разумеется, морские походы в устья рек, расположенных на западном побережье полуострова Канин, осенью в открытых карбасах —дело серь­ ёзное и довольно рискованное. Авпрочем и вся поморская деятельность была риско­ ванной —обычное дело. Весной и летом —в карбасах и вешних лодках, а зимой —на дрейфующих льдах с лодками —четвёрками или семёрками. А подготовка к походу в Канин это особая тема. Начинали с подбора и подго­ товки самих карбасов. Их владельцы —кормщики со своими помощниками тща­ тельно осматривали корпус судна, его прочность и надёжность. Обычно для боль­ шей безопасности на верхние доски бортов наставляли еще по одной нашве —ши­ рокой прочной доске. Таким образом надводный борт карбаса значительно увеличивался и предохранял в некоторой степени заливаемость водой внутрь суд­ на от ударов штормовой волны. При полной загрузке карбаса он садился в воду довольно низко и наставленная нашва в определённой мере компенсировала поте­ рю высоты надводного борта. А загрузка карбаса бывала, как правило, близка к кри­ тической. И это вполне понятно —промысловое снаряжение: рюжи —ловушки рыбы, сети, канаты, всякие рыболовные приспособления, много места занимал так­ же запас продовольствия (минимум на 4 месяца) —тут хлеб, сухари, мука, крупа, мясные и молочные припасы. Промышленники уже хорошо знали проблемы, свя­ занные с цингой, —главным бедствием на зимовках. Поэтому запасались противо­ 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz