Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
ными поморами, различными путями оказывались в руках предприимчивых и бес церемонных западных дельцов от науки. Они смело выдавали труды российских полярных мореходов за свои собственные. На эти бесчестные действия неодно кратно и резко указывали известные исследователи российской Арктики: Гаврила Сарычев, Фёдор Литке, Михаил Рейнеке, а также Михаил Белов, Владимир Визе и другие. Широкое развитие на Северном побережье России, начиная с XVIII века, по лучила лоцманская служба. Лоцманы с давних пор объединялись в специальные лоцманские сообщества, вырабатывали строго определённые права и обязанности, виды персональной ответственности за безопасные методы проводки судов. Такие объединения создавались и работали в основном в крупных портах Поморья. А в небольших портопунктах и устьях судоходных рек, например, в реке Кулой, лоц манские обязанности правили вольные лоцманы из местных крестьян-поморов. Эти опытные мореходы квалифицированно и добросовестно выполняли свои нелёгкие, деликатные обязанности, обеспечивая безопасность плавания судов, в том числе и иноземных, в наиболее сложных и опасных местах —на подходах к портам, по уз ким с ограниченными глубинами фарватерам, указывали капитанам наиболее удоб ные и безопасные места якорных стоянок. Общеизвестно, что население Северного Поморья складывалось своеобразно, долго и трудно. Оно пополнялось и развивалось за счёт появления очередных, но вых потоков переселенцев. Это были очень разные люди, искавшие лучшей доли на обширных неприветливых берегах Белого моря. Разумеется, большую часть пе реселенцев составляли люди, искавшие лучших условий жизни. Проходило время, пришлые люди в большинстве своём обустраивались на новом месте, вживались, притирались к местным обычаям, традициям, социальным условиям жизни. И с течением времени в большинстве тоже, возможно с гордостью, при случае объяв ляли: «Так мы же того... из поморов!». И всем приятно —«Смотри-ко ты, а ведь дельный промышленник (зверобой, моряк, лоцман) получился, ну и ладно —испо- лать ему!». Долгощельские карбасы в северных морях В половине XVII века российские мореходы —северные поморы обогнули самый удалённый северо-восточный мыс Евразийского материка. Они откры ли морской пролив между Азией и Америкой и вышли в Тихий океан. Великая Россия пред собою увидела Великий океан! Эти отважные, отчаянно упорные мо реплаватели-землепроходцы пришли из Поморья в Анадырь. Бывало немало блис тательных походов, выдающихся полярных экспедиций и в последующие более поздние времена. Однако до первой четверти XX века в арктическом мореплава нии, как в торговом, так и в промысловом судоходстве, мало что изменилось. Из поколения в поколение передавался лишь опыт парусного судоходства да разве что традиции и мастерство постройки, оборудования и оснащения деревянных, в боль шинстве беспалубных, парусно-весельных судов. Поморы-промысловики старших поколений с горечью и раздражением вспо минали, сколько рыболовных и зверобойных промысловых судов с механически 152
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz