Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
лового инвентаря. Я, например, отчётливо помню клейма моего отца. Он искусно вырубал топором на кромке или на деревянном бордюре луговых мостов, на столбе изгороди похожие на славянскую вязь буквы: С И С, что означало «Степан Ивано вич Селиверстов». Ни у кого из земляков, соседей по промыслу, знакомых такое клеймо не вызывало сомнений. Такие или подобные клейма, во множестве поставленные в различных, иногда самых неожиданных местах, например, на охотничьих избушках, читались как ин тересные загадки-разгадки: чьё клеймо стоит, кому данная вещь принадлежит и опять же это был знак «не твоё —не трогай». Единой системы клеймения не было, просто вырубали, вырезали кто как мог. Я помню, как, будучи ещё мальчишкой, спросил однажды у отца, зачем он вырубает клеймо на участке луговых мостов — это же не наше? Отец объяснил, что сие клеймо —подтверждение того, что подо печный ему участок исправен и пригоден для использования, а он несет ответствен ность за вверенный ему участок моста. И если вдруг на данном участке возникнет неисправность, люди знают, кого об этом следует предупредить. Общественное мнение относительно важности клеймения и обязательности автора клейма перед земляками было непреходящим. Бытовала в поморском со словии расхожая, устно пересказываемая байка. На вопрос: «Почему никто и ни когда не присвоит, например, чужого оленя?» ответ был решителен и однозначен: «Кому охота на всё побережье вором прослыть?!». Первая заповедь каждого помо ра —от подростка до старика —всегда и везде быть честным и открытым челове ком. Вторая, уже упоминалась —«на морском берегу секретов нет!». Знания промыслового дела, дальних морских плаваний, богатая практика, раз личные своеобразные обычаи поморского быта были характерны для многих поко лений коренных поморов, так же как, скажем, земледельческий опыт и знания для крестьянина-землепашца. У каждого были своё ремесло, своя нива, своя стихия. О поморской традиционной грамоте, культуре, обычаях, некоторых специфичных принципах написано немало, но многое, конечно, и потерялось. Что касается самого мореходства, знаний навигационного характера, лоций и морской практики помо ров, то об этом писали с восхищением признанные просвещённые мореплаватели. Известный исследователь Белого и Баренцева морей адмирал М. Ф. Рейнеке, ещё будучи начальником экспедиции в чине лейтенанта, отмечал, что бывшие у него кормщики, лоцманы —поморы Новожилов и Епанчин «...не знали грамоты, но могли показать на карте любой мыс в Белом море и на Кольском полуострове». И верно —каждый кормщик, да и просто опытный промышленник, знал наизусть подробности Беломорского побережья. Была у кормщиков и так называемая «Книга мореходная», упоминаемая во многих известных трудах специалистов-исследователей Белого моря. Веками пе редаваемая из поколения в поколение, она позднее была прописана грамотными поморами —энтузиастами мореходного дела. «Книга мореходная» имела замеча тельные сведения о морской практике и лоции для плавания от Северной Норве гии до Канинского полуострова по всему побережью Белого моря. Это было основ ное навигационное пособие для безопасного плавания поморов. Первые европейские картографы северных морей активно пользовались помор ским опытом и созданными ими различными планами и чертежами, а также описа ниями побережий. Но господа-составители пользовались этими документами иног да весьма своеобразно. Немало частных карт, планов, описей, составленных север 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz