Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

лового инвентаря. Я, например, отчётливо помню клейма моего отца. Он искусно вырубал топором на кромке или на деревянном бордюре луговых мостов, на столбе изгороди похожие на славянскую вязь буквы: С И С, что означало «Степан Ивано­ вич Селиверстов». Ни у кого из земляков, соседей по промыслу, знакомых такое клеймо не вызывало сомнений. Такие или подобные клейма, во множестве поставленные в различных, иногда самых неожиданных местах, например, на охотничьих избушках, читались как ин­ тересные загадки-разгадки: чьё клеймо стоит, кому данная вещь принадлежит и опять же это был знак «не твоё —не трогай». Единой системы клеймения не было, просто вырубали, вырезали кто как мог. Я помню, как, будучи ещё мальчишкой, спросил однажды у отца, зачем он вырубает клеймо на участке луговых мостов — это же не наше? Отец объяснил, что сие клеймо —подтверждение того, что подо­ печный ему участок исправен и пригоден для использования, а он несет ответствен­ ность за вверенный ему участок моста. И если вдруг на данном участке возникнет неисправность, люди знают, кого об этом следует предупредить. Общественное мнение относительно важности клеймения и обязательности автора клейма перед земляками было непреходящим. Бытовала в поморском со­ словии расхожая, устно пересказываемая байка. На вопрос: «Почему никто и ни­ когда не присвоит, например, чужого оленя?» ответ был решителен и однозначен: «Кому охота на всё побережье вором прослыть?!». Первая заповедь каждого помо­ ра —от подростка до старика —всегда и везде быть честным и открытым челове­ ком. Вторая, уже упоминалась —«на морском берегу секретов нет!». Знания промыслового дела, дальних морских плаваний, богатая практика, раз­ личные своеобразные обычаи поморского быта были характерны для многих поко­ лений коренных поморов, так же как, скажем, земледельческий опыт и знания для крестьянина-землепашца. У каждого были своё ремесло, своя нива, своя стихия. О поморской традиционной грамоте, культуре, обычаях, некоторых специфичных принципах написано немало, но многое, конечно, и потерялось. Что касается самого мореходства, знаний навигационного характера, лоций и морской практики помо­ ров, то об этом писали с восхищением признанные просвещённые мореплаватели. Известный исследователь Белого и Баренцева морей адмирал М. Ф. Рейнеке, ещё будучи начальником экспедиции в чине лейтенанта, отмечал, что бывшие у него кормщики, лоцманы —поморы Новожилов и Епанчин «...не знали грамоты, но могли показать на карте любой мыс в Белом море и на Кольском полуострове». И верно —каждый кормщик, да и просто опытный промышленник, знал наизусть подробности Беломорского побережья. Была у кормщиков и так называемая «Книга мореходная», упоминаемая во многих известных трудах специалистов-исследователей Белого моря. Веками пе­ редаваемая из поколения в поколение, она позднее была прописана грамотными поморами —энтузиастами мореходного дела. «Книга мореходная» имела замеча­ тельные сведения о морской практике и лоции для плавания от Северной Норве­ гии до Канинского полуострова по всему побережью Белого моря. Это было основ­ ное навигационное пособие для безопасного плавания поморов. Первые европейские картографы северных морей активно пользовались помор­ ским опытом и созданными ими различными планами и чертежами, а также описа­ ниями побережий. Но господа-составители пользовались этими документами иног­ да весьма своеобразно. Немало частных карт, планов, описей, составленных север­ 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz