Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
В промысловых, особенно зверобойных, артелях всегда существовало чёткое профессиональное разделение труда. Скажем, нельзя было ставить молодых, не очень опытных и сравнительно слабых промышленников в носовую часть промыс лового судна, под скулу, тут годились только наиболее крепкие, опытные и отваж ные. Это был неписанный, но нерушимый закон. Внутри артели (общины) в организации работ, проведении досуга, праздников бытовали свои традиции, обычаи, обряды. В поморских промысловых бригадах существовал своеобразный язык и обороты речи малопонятные береговым, сухо путным, жителям. Например: «Ну, робята, коли с утра погода подладит —всем на лёд». Молодые члены артели бывало лихо щеголяли и гордились этими приобре тенными ими моряцкими языковыми знаниями. Вобщем смысле промысловая артель на протяжении веков много способствова ла формированию основных норм жизни, поведения, повседневных взаимоотноше ний, развитию и совершенствованию коллективного сознания. Всё это, безусловно, благотворно влияло на сознание каждого отдельного, особенно молодого, члена ар тели или бригады. Автору этих строк, начавшему свою трудовую деятельность в су ровые военные годы четырнадцатилетним подростком в таких артелях (бригадах) на морских и побережных путинах, особенно понятны, близки и бесконечно дороги эти славные традиции и суровые практические навыки, приобретённые в поморских про изводственных коллективах. Как говорил знаменитый российский мореплаватель капитан В. М. Головнин: «Мы знаем сию тему не только книжно». Кроме традиционно повседневных житейских укладов, переходивших от одного поколения к другому, существовали и письменные документы, определяющие ос новные принципы промысловой жизни поморов. Особый интерес в этом плане пред ставлял знаменитый «Морской Устав» новоземельских промышленников, бытовав ший в XVIII веке и первой половине XIX века. Создание такого Устава было вызва но главным образом намерением более-менее подробно знакомить со спецификой промыслового дела на Новой Земле, особенно тех, кто намеревался заниматься там промыслами впервые. Целью Устава также было закрепить за начинающими про мысловиками различные навыки, сложившиеся обычаи, приёмы промысла, то есть предостеречь промышленников-поморов от разных опасностей на море. ВУставе были чётко прописаны традиционные принципы взаимовыручки, кол лективной ответственности, всяческой поддержки участников промыслов. В нём можно встретить ныне неизвестный термин «котляна»1. В переводе на современ ный язык —это своего рода артель, община, бригада, в символическом значении — «питаться из одного котла». Все члены этой котляны —котлянщики —были обяза ны всемерно стремиться к взаимной согласованности не только внутри общины между её членами, но и между другими промышленными артелями, добывающими морского зверя у берегов Новой Земли. В Уставе особо записано, что: «ходящему по морю без страха и взаимной помощи пробыть невозможно». Котлянщики добровольно обязывались заботиться о благополучии своих това рищей и на других судах, а в случае гибели судов во время бури никто вины не нес. Людей, добычу и снасти с разбитых судов бесплатно доставляли домой, разместив эти грузы по своим судам. ‘ К о т л я н а —объединение в одну группу несколько промышленников на время промысла (образное определение —питаться из одного котла). 148
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz