Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

санках с гор катать»), чунки разные: рабочие, праздничные нарядные, зыбка для младенцев «на очепе», корзины круглые, квадратные, прялки с колесом, доски гла­ дильные с катком, кичига для обмолота ячменя, ступа, жернова, сундуки различ­ ных назначений, чемоданы, шкатулки и много чего прочего. Предметы быта: посуда: самовары разных размеров и форм, бочонки для вина, лагуны для браги, множество различных котлов, котелков, чугуны и чугунки, та­ релки алюминиевые, ладки для выпечки рыбы в русской печи, туеса, ведёрышки, кара деревянная для каши, рукомойник, полотуха, роговик, подойник и многие другие «дельные вещи» в хозяйстве, как называют их моряки. Аобилие различных одежд —от малицы и совика до атласных бабушкиных и «мамкиных» платьев. А еще: валенки с пришивными голенищами —это обувь для дальних зимних похо­ дов, бахилы, сапоги, опорки домашние, пимы и липты из оленьих шкур, а для ком­ натного убранства: скатерти, полотенца вышитые, кружевные накидочки. Далее —рыбацкое и промысловое снаряжение: невод рыбачий, поплавень для лова сёмги, рюжи канинские, ижи озерные, продольники, закидушки, уды для зим­ него лова, пешня, лопатка и сачок для льда, капканы, сильё. А еще культурно-мас- совые принадлежности: патефон, радиоприёмник и гордость хозяек —лампы 7- и 10-линейные, замечательно изящные и световые с абажурами, деревянное само­ дельное домино, шашки, различные гипсовые статуэтки... Нет, перечислять всё — дело неблагодарное, нужно смотреть, удивляться, восхищаться обилием и разнооб­ разием предметов, употребляемых в деревенском обиходе. И это всё Эльза Серге­ евна считает лишь только началом великого, благородного дела. Я с ней совершен­ но согласен. Однако всё это великолепие пока только лишь на повети старого деревенского дома, которому, кстати, уже 130 лет! На мой, наверное, несколько неуместный и некорректный вопрос: «А что же далее, в перспективе?!» моя очаровательная собе­ седница-хозяйка, немного помолчав и чуть поникнув умной светлой головой, грус­ тно роняет: «Не знаю, никому это не надо». Представители муниципальной власти отмахиваются —где и на что содержать?! В беседах с руководством школы общего языка тоже не нашли —куда там. Ну вот я и разложила всё собранное тут на пове­ ти. Образовалось что-то вроде домашнего музея. Работы тут, конечно, много —кое- что починить (вот соху и карету), почистить медные тазы, чайники, может быть, что и подкрасить... Разумеется, на всё это нужно время и какие-то деньги. Сейчас в селе не с кем разговаривать на эту тему, все заняты другими насущными, срочными проблемами. Да, разговаривать, кажется, действительно не с кем... а жаль! Мне в последние годы довелось (точнее посчастливилось!) побывать в некоторых школах города Мурманска —встречался со старшеклассниками. И я был приятно удивлён, что во многих из них созданы школьные музеи —выделены одна большая или две обыч­ ные классные комнаты. И ученики старших классов под руководством преподава­ телей активно занимаются их обустройством, сбором материалов и экспонатов, со­ держанием помещений. Что особенно приятно наблюдать, они занимаются этими делами с желанием и энтузиазмом. Понятно —это уже реальные, творческие дела, порою и собственные инициативы. А вот в нашей родной Долгощельской школе отношение к истории села, памяти о старших поколениях, интерес к их образу жиз­ ни, обычаям, бытовому укладу, к сожалению, совершенно отсутствует (установле­ но воочию). Ну это уже другая —большая и невесёлая тема...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz