Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
ния подтверждает всё сказанное —учился у Александры Степановны в 5-м и 6-м классах). В то время школа в Долгощелье была семилетняя. И многие ученики поступа ли в техникумы и училища. Разумеется, учителям в то время тоже было нелегко. Помимо основной работы, они вели большую общественную: были агитаторами, проводили политические беседы среди населения, рассказывали, что знали о поло жении на фронте, —тогда это была главная тема. Наверное не было дома, в кото рый они не заходили по подписке на госзаймы. Готовили и ставили пьесы на сцене старого клуба. Один раз даже ходили пешком с концертом в деревню Нижа, кото рая находится на расстоянии 25 километров от Долгощелья. Да, трудно перечис лить всё, что делали и как жили в военные годы школьники и учителя». Александра Степановна второй раз приехала в Долгощелье в 1950 году уже на должность директора школы. Тогда в школе было более 300 учеников только из одного Долгощелья, по два класса —с первого по седьмой. (Для справки: в 2010-м году в Долгощельской средней школе было 112 учеников). Она вспоминает, что это были тоже тяжелые послевоенные годы. Например, говорит о большой пробле ме с перекладкой почти всех печей в школе. Потребовалось доставить 25 тысяч кирпичей, из них 15 000 штук —из Мезени и 10 000 —из Архангельска. И всю эту огромную массу груза подняли с судов на берег школьники. Или работа по заготовке дров, приплавленных от моря к школьному берегу. Тут основную работу по подъёму дров на площадку у школы возглавляли родите ли. Но активное участие в этих работах принимали ученики, учителя и техниче ский персонал. Работали все, не помнится ни одного отказа. Ученики старших клас сов активно помогали работницам на ферме, особенно охотно помогали по уходу за молодняком —телята ведь тоже дети! Александра Степановна тепло отзывается еще об одном директоре, работавшем в последующие годы. Федоровский Иван Иванович был хорошим, компетентным учителем и прекрасным классным руководителем. Александра Степановна неодно кратно обращалась в роно с предложениями рекомендовать творческий опыт учи теля для организации учебно-воспитательного процесса в школах. «Будьте здоро вы и жизнерадостны, хорошо, старательно учитесь, слушайте учителей, родителей и уважайте старших», —наставляет школьников Александра Степановна в своём послании по случаю столетнего юбилея Долгощельской школы. Пять лет директором школы работал также Николай Авенирович Шеметев. Второе здание школы строилось под его руководством. А вот что поведал нам и сам Николай Авенирович: «С сентября 1955-го по сентябрь 1960-го года был директо ром. Всегда с большой теплотой вспоминаю Долгощелье, педагогический коллек тив школы, комсомольцев, учащихся школы, выпускников, всех жителей вашего села. Школу из семилетней преобразовали в среднюю. Нужны были помещения для занятий. А денег на капитальное строительство не было. Поэтому мы при не больших затратах денег с помощью колхоза и сельсовета перевезли старое здание из соседнего заброшенного селения. Строили родители, учащиеся, все учителя. Субботники и воскресники были непрерывными. Много было прекрасных трудолюбивых ребят, всех не назовёшь, но хочется отметить Павла Нечаева. А руководил строительством Попов Михаил Алексеевич. Одно время он был завхозом в школе. Много труда вложил Широкий 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz