Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

ния подтверждает всё сказанное —учился у Александры Степановны в 5-м и 6-м классах). В то время школа в Долгощелье была семилетняя. И многие ученики поступа­ ли в техникумы и училища. Разумеется, учителям в то время тоже было нелегко. Помимо основной работы, они вели большую общественную: были агитаторами, проводили политические беседы среди населения, рассказывали, что знали о поло­ жении на фронте, —тогда это была главная тема. Наверное не было дома, в кото­ рый они не заходили по подписке на госзаймы. Готовили и ставили пьесы на сцене старого клуба. Один раз даже ходили пешком с концертом в деревню Нижа, кото­ рая находится на расстоянии 25 километров от Долгощелья. Да, трудно перечис­ лить всё, что делали и как жили в военные годы школьники и учителя». Александра Степановна второй раз приехала в Долгощелье в 1950 году уже на должность директора школы. Тогда в школе было более 300 учеников только из одного Долгощелья, по два класса —с первого по седьмой. (Для справки: в 2010-м году в Долгощельской средней школе было 112 учеников). Она вспоминает, что это были тоже тяжелые послевоенные годы. Например, говорит о большой пробле­ ме с перекладкой почти всех печей в школе. Потребовалось доставить 25 тысяч кирпичей, из них 15 000 штук —из Мезени и 10 000 —из Архангельска. И всю эту огромную массу груза подняли с судов на берег школьники. Или работа по заготовке дров, приплавленных от моря к школьному берегу. Тут основную работу по подъёму дров на площадку у школы возглавляли родите­ ли. Но активное участие в этих работах принимали ученики, учителя и техниче­ ский персонал. Работали все, не помнится ни одного отказа. Ученики старших клас­ сов активно помогали работницам на ферме, особенно охотно помогали по уходу за молодняком —телята ведь тоже дети! Александра Степановна тепло отзывается еще об одном директоре, работавшем в последующие годы. Федоровский Иван Иванович был хорошим, компетентным учителем и прекрасным классным руководителем. Александра Степановна неодно­ кратно обращалась в роно с предложениями рекомендовать творческий опыт учи­ теля для организации учебно-воспитательного процесса в школах. «Будьте здоро­ вы и жизнерадостны, хорошо, старательно учитесь, слушайте учителей, родителей и уважайте старших», —наставляет школьников Александра Степановна в своём послании по случаю столетнего юбилея Долгощельской школы. Пять лет директором школы работал также Николай Авенирович Шеметев. Второе здание школы строилось под его руководством. А вот что поведал нам и сам Николай Авенирович: «С сентября 1955-го по сентябрь 1960-го года был директо­ ром. Всегда с большой теплотой вспоминаю Долгощелье, педагогический коллек­ тив школы, комсомольцев, учащихся школы, выпускников, всех жителей вашего села. Школу из семилетней преобразовали в среднюю. Нужны были помещения для занятий. А денег на капитальное строительство не было. Поэтому мы при не­ больших затратах денег с помощью колхоза и сельсовета перевезли старое здание из соседнего заброшенного селения. Строили родители, учащиеся, все учителя. Субботники и воскресники были непрерывными. Много было прекрасных трудолюбивых ребят, всех не назовёшь, но хочется отметить Павла Нечаева. А руководил строительством Попов Михаил Алексеевич. Одно время он был завхозом в школе. Много труда вложил Широкий 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz