Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
сионного возраста. И мы, учителя, можем гордиться тем, что наши бывшие учени ки (видимо за небольшими исключениями) достойно исполняли и исполняют вы сокий долг граждан своей Родины. Нам приятно и то, что многие из выпускников тех лет избрали трудный, но благородный путь учителя. Наша школа ощутимую помощь оказывала колхозу в уборке урожая, в шефстве над молодняком крупного рогатого скота, тимуровские команды оказывали реаль ную помощь престарелым и больным жителям села, малообеспеченным семьям. Уча щиеся и учителя довольно часто выступали перед населением с концертами. Вооб ще, следует заметить, что авторитет учителя на селе в те годы был высокий». Бывший директор школы Виталий Семёнович Тярасов продолжает: «Жизнь школы неотделима от жизни села, от успехов, помыслов и, разумеется, трудностей и недостатков в колхозе, сельских организациях и предприятиях. И в этой связи остались самые приятые воспоминания о том, что родители, как правило, с высо ким чувством ответственности и понимания относились к запросам и нуждам шко лы. Хорошими помощниками и исполнителями разных трудных дел были Попов Михаил Алексеевич и Федоровский Иван Григорьевич, работавшие в разные годы завхозами в школе, а также женщины —технички в школе». Виталий Семёнович с большой теплотой и благодарностью вспоминает Нечае ва Семёна Андреевича —бывшего председателя сельского Совета, а затем предсе дателя колхоза: «Он много помогал школе в решении хозяйственных вопросов. Так, для подвозки дров для школы лошади выделялись бесплатно, несмотря на боль шие трудности с лошадьми. Село Долгощелье, как известно, в своём развитии и раньше и теперь всегда было передовым среди сёл района, да, видимо, и в большем масштабе. Сразу после Великой Отечественной войны в Долгощелье —первом селе района —начал работать радиоузел, что явилось большой радостью для долгощель- цев. А позднее, здесь, опять же в одном из первых в районе, во всех домах вспыхну ли электролампочки. Ни в одном из сёл района не велось такое строительство, как вДолгощелье (имея в виду строительство в 60—70-е годы прошлого столетия, и это было истинно так). Многочисленные добротные индивидуальные дома, социально-культурные и про изводственные постройки, современная техника в производстве и многое другое преобразили село, его жизнь, материальный и культурный уровень долгощельцев. Ко всему сказанному следует заметить, что работа и дела педколектива и учащихся 1943—1950 годов и теперь, безусловно, во многом несоизмеримы, ибо время и ус ловия совершенно различны. Сейчас учителями и учащимися, безусловно, прово дится больше, чем когда-либо, разнообразных полезных и добрых дел и это радует нас всех!». Так вспоминал о своей работе в Долгощельской школе бывший её директор Виталий Семёнович Тярасов, которому, кстати, в начале работы в школе (1943 год) было-всего 22 года от роду! А автор данного повествования был тогда учеником 7-го класса школы и с увлечением занимался историей, которую прекрасно препо давал молодой директор. А вот краткие воспоминания следующего директора Долгощельской школы — Александры Степановны Буториной: «Трудное было время, трудно ученикам и учителям. Сами пилили зимой сырые дрова, убирали классы и часто в малицах, полуголодные и холодные сидели на уроках. Дома готовили уроки с лучиной — часто керосина не было вовсе. Но готовились и отвечали (автор этого повествова 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz