Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
Кстати, своими добрыми воспоминаниями о тех трудных военных и послево енных годах в школе поделился Виталий Семёнович Тярасов —директор школы в 1943—1950 годах. Он рассказывал, что Долгощельская семилетняя школа в тот пе риод была самой большой в районе. А количество учеников —более 330 человек в одиннадцати комплекс-классах. В 1943—1950 годах весь период и в отдельные годы в школе работали (кроме вышеперечисленных) учителя: Галина Николаевна Фи липпова, Нина Георгиевна Басова, Яна Селивёрстовна Петрова, Елизавета Лаза ревна Широкая, Эмилия Александровна Селивёрстова, Лидия Павловна Токаре ва, Александр Васильевич Калинин, Анна Ивановна Буторина, Ефим Александро вич Широкий, Елена Николаевна Петрова, Екатерина Фёдоровна Широкая. Возможно, кого-то упустил —простите великодушно! «Годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные, —вспоминает Виталий Семёнович, —это очень тяжелый период в жизни нашей страны, всего народа и, естественно, в жизни школы. Не хватало, а нередко и совсем не было учеб ников, тетрадей и других школьно-письменных принадлежностей. Нередко прихо дилось писать на газетах, старых книгах и журналах. Иногда не было чернил, кото рые по рецептам учителей и учеников изготовляли из ягод и сажи. Очень мало было учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, которое сохранилось с дово енного периода. Многие учебно-наглядные пособия изготавливались учащимися и учителями. Очень плохо было с освещением. В школе занятия проводились при керосино вых коптилках. А дома часто и этого не имели и нередко занимались при тусклом свечении жирового сальника. Ученики и учителя, как и все односельчане, часто недоедали, не имели возможности нормально одеваться. Правда, в Долгощелье труд ности питания при карточной системе несколько уменьшались тем, что рыбаки за выловленную рыбу получали отоваривание продуктами (получали дополнитель но продукты по специальным талонам). Поэтому иногда и другие жители села име ли возможность приобрести у рыбаков талоны на хлеб и другие продукты первой необходимости: сахар, крупы, рыбу. Вте труднейшие времена, наверное, почти каж дого человека неотступно преследовал вопрос: “А настанет ли такое время, когда можно будет вдоволь покушать чёрного хлеба?”. И такое время после окончания войны вскоре пришло. Уже в 1947 году карточная система на хлеб и другие продук ты была отменена. Это была огромная, после Победы, радость для нас всех. А недостатки и трудности имели и свои положительные стороны. Они воспи тывали у учащихся, да и не только у них, чувство бережливости и экономии во всём. В те годы вырвать из тетради и бросить чистый лист, выбросить перо, остаток карандаша, испортить учебник, сломать учебно-наглядное пособие и т. д. счита лось большим проступком. Конечно, в этом деле не всё было так идеально —ис ключения всегда и во всём бывают. Однако сейчас нам, пожилым людям, кажется, что вопросы бережливости, экономии во всём часто забываются, а напрасно! Несмотря на уже перечисленные и многие другие трудности, в которых работа ла школа, учащиеся в большинстве своём добросовестно занимались и заканчива ли школу с прочными знаниями. Это подтверждается и тем, что выпускники на шей школы, как правило, успешно поступали в учебные заведения при довольно большом в те годы конкурсе. За период с 1943 по 1950 год школу закончили примерно около 300 человек. Многие из окончивших в те годы школу —теперь уже предпенсионного, а то и пен 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz