Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

Кстати, своими добрыми воспоминаниями о тех трудных военных и послево­ енных годах в школе поделился Виталий Семёнович Тярасов —директор школы в 1943—1950 годах. Он рассказывал, что Долгощельская семилетняя школа в тот пе­ риод была самой большой в районе. А количество учеников —более 330 человек в одиннадцати комплекс-классах. В 1943—1950 годах весь период и в отдельные годы в школе работали (кроме вышеперечисленных) учителя: Галина Николаевна Фи­ липпова, Нина Георгиевна Басова, Яна Селивёрстовна Петрова, Елизавета Лаза­ ревна Широкая, Эмилия Александровна Селивёрстова, Лидия Павловна Токаре­ ва, Александр Васильевич Калинин, Анна Ивановна Буторина, Ефим Александро­ вич Широкий, Елена Николаевна Петрова, Екатерина Фёдоровна Широкая. Возможно, кого-то упустил —простите великодушно! «Годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные, —вспоминает Виталий Семёнович, —это очень тяжелый период в жизни нашей страны, всего народа и, естественно, в жизни школы. Не хватало, а нередко и совсем не было учеб­ ников, тетрадей и других школьно-письменных принадлежностей. Нередко прихо­ дилось писать на газетах, старых книгах и журналах. Иногда не было чернил, кото­ рые по рецептам учителей и учеников изготовляли из ягод и сажи. Очень мало было учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, которое сохранилось с дово­ енного периода. Многие учебно-наглядные пособия изготавливались учащимися и учителями. Очень плохо было с освещением. В школе занятия проводились при керосино­ вых коптилках. А дома часто и этого не имели и нередко занимались при тусклом свечении жирового сальника. Ученики и учителя, как и все односельчане, часто недоедали, не имели возможности нормально одеваться. Правда, в Долгощелье труд­ ности питания при карточной системе несколько уменьшались тем, что рыбаки за выловленную рыбу получали отоваривание продуктами (получали дополнитель­ но продукты по специальным талонам). Поэтому иногда и другие жители села име­ ли возможность приобрести у рыбаков талоны на хлеб и другие продукты первой необходимости: сахар, крупы, рыбу. Вте труднейшие времена, наверное, почти каж­ дого человека неотступно преследовал вопрос: “А настанет ли такое время, когда можно будет вдоволь покушать чёрного хлеба?”. И такое время после окончания войны вскоре пришло. Уже в 1947 году карточная система на хлеб и другие продук­ ты была отменена. Это была огромная, после Победы, радость для нас всех. А недостатки и трудности имели и свои положительные стороны. Они воспи­ тывали у учащихся, да и не только у них, чувство бережливости и экономии во всём. В те годы вырвать из тетради и бросить чистый лист, выбросить перо, остаток карандаша, испортить учебник, сломать учебно-наглядное пособие и т. д. счита­ лось большим проступком. Конечно, в этом деле не всё было так идеально —ис­ ключения всегда и во всём бывают. Однако сейчас нам, пожилым людям, кажется, что вопросы бережливости, экономии во всём часто забываются, а напрасно! Несмотря на уже перечисленные и многие другие трудности, в которых работа­ ла школа, учащиеся в большинстве своём добросовестно занимались и заканчива­ ли школу с прочными знаниями. Это подтверждается и тем, что выпускники на­ шей школы, как правило, успешно поступали в учебные заведения при довольно большом в те годы конкурсе. За период с 1943 по 1950 год школу закончили примерно около 300 человек. Многие из окончивших в те годы школу —теперь уже предпенсионного, а то и пен­ 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz