Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

А несколько старых ненцев упорно доказывали, что нужно создать «чумовую» бригаду. Нет, не чуму распространять —нет! Такая бригада будет возить на оленях несколько лёгких сборных чумов —временных жилищ. Всё предусмотрено и про­ работано. Днём, когда наши воюют, «чумовики» перемещаются позади. Акогда стем­ неет, ненцы быстро ставят чумы. Вот как они объясняли свою «тактику»: «Ненцы знают, что красноармейцы хорошо воюют, но чум ставить не умеют, а мы, ненцы, воевать не умеем, но поставить или убрать чум —мы это скоро —раз, два и готово! Ночью, в темноте, всё равно никто не воюет. Вот красноармейцы и отдохнуть могут. Можно даже огонь развести и суп сварить, благо мясо есть —олешки рядом. Ночью, когда красноармейцы отдыхают, мы будем их сторожить. Ненцы хорошие охотники —всё видят и слышат даже ночью». Эти славные оленеводы вероятно всё продумы­ вали долго и серьёзно. Но их, кажется, не поняли и не приняли —почему, не помню. Много было всего порою невероятно трудного в то лихое военное время. И глав­ ные тяготы в работе школы в первую очередь, естественно, ложились на хрупкие женские плечи наших учительниц. Проблемы с дровами осенью и зимой, ремонт по­ мещений, мебели, классной утвари, нехватка учебников, порою полное отсутствие бумаги, чернил, разве всё перечислишь! Мне рассказывали, что один мальчишка за неимением обуви прибегал в школу босиком даже зимой. Учительница с помощью учеников придвигали его парту к печке, открывали дверку уже протопленной печи, мальчишка совал ноги в еще тёплую печь и так сидел, пока не отогревал ноги. Я до сих пор помню, что самым холодным в школе был пятый класс и мы его откровенно не любили. Иногда эта нелюбовь выливалась в спонтанные детские вспышки, и классная руководительница Ольга Никитична тоже срывалась, пыта­ ясь успокоить шумную детвору, а было нас в классе более тридцати. В этих ситуа­ циях группа в 5—6 учеников, этакий классный актив, энергично помогали учитель­ нице, что называется, разрулить ситуацию. Свидетельствую, как бывший староста класса и негласный лидер актива, что в этих условиях применялись иногда и не очень стандартные приёмы. Например, крепенький паренёк берёт за руку особенно голосистую ученицу, энергично отво­ дит в сторонку и вразумляет: «Слушай, Нинка, я тебе не Олечка Никитична, бу­ дешь заводить класс —оттаскаю за косички и мамке твоей скажу —она добавит, я знаю». Такие приёмы, как правило, хорошо помогали. Вспышки постепенно ути­ хали. Фигурантки, теперь уже ругая нас: «Зазнайки, воображули» и пр., плотнее укутывались в свои немудрёные одежки, и занятия продолжались. Иногда такие небольшие встряски вызывали даже некоторый положительный эффект —отвле­ кали от этой промозглой холодрыги в классе, действовали объединяюще и прими­ рительно —не мы же одни, всем трудно и нашей Олечке Никитичне, может быть, всех труднее —она же молодая... А вот Александра Степановна Немкина была полной противоположностью Ольге Никитичне. Она пришла в школу тоже в сентябре 1941 года. Молодая, стат­ ная, жизнерадостная, безусловно одарённая, всегда сравнительно нарядно и даже ярко одетая, она была душой общественной жизни в старших классах. Александра Степановна тогда вела в школе зоологию и географию. Мы, группа мальчишек-стар- шеклассников, под руководством Александры Степановны увлечённо занимались в кружке по астрономии. Она активно руководила художественной самодеятель­ ностью в школе и сельском клубе. Около Александры Степановны постоянно груп­ пировались мальчишки и особенно девочки-старшеклассники. 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz