Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

ные с новенькими партами классы. Первым директором новой школы стал опыт­ ный педагог и умелый администратор Григорий Иванович Фефилов. В новой школе всё было по-новому и впервые. Уже в фойе школы учеников встречала дежурная администратор. Ученики под её присмотром заходили в разде­ валку, и каждый класс раздевался в своей секции. Далее расходились по многочис­ ленным классам и кабинетам. Вшколе создали новую библиотеку, на втором этаже располагались учительская, кабинет директора и жилые помещения для его семьи. Ана первом этаже была оборудована просторная, хорошо обставленная столовая и помещения для технического персонала. Мы, тогда еще дошколята, были (как всегда!) в числе первых посетителей и с восторгом осматривали учебные классы, кабинеты, учительскую и самое главное для нас —школьную столовую. Мы уже считали себя «своими» в этом замечатель­ ном здании —мы же почти ученики! У нас постоянно была заветная мечта пообедать или хотя бы... посидеть за чаш­ кой чая в столовой. Мы стремились туда вовсе не из-за того, что были голодны — отнюдь нет! Нам просто очень хотелось побывать в школьной столовой и потом рассказать об этом родителям и... вообще всем: «Мы сегодня ходили обедать в школь­ ную столовую!». А поскольку понятия «карманные деньги» тогда, по крайней мере в наших кра­ ях, не существовало, мы проявляли инициативу на предмет добывания денег на обед в столовой —разыскивали и собирали далеко немногочисленные пустые бу­ тылки, тщательно отмывали их и сдавали в сельский магазин, где стеклянную тару принимали охотно. На вырученные деньги гордо шли в заветное заведение, где сто­ ловские тёти довольно приветливо встречали и угощали нас супом, иногда котле­ тами с картошкой или чаем. Ах, какое это было блаженство! В жизни всякое быва­ ло, но школьная столовая осталась этаким приветливым, светлым лучом в детском сознании. А учёба, естественно, шла своим чередом. В 1937 году состоялся первый вы­ пуск учеников 7-го класса. Это было знаковым событием не только для школы, но и для жителей всего села. Мой двоюродный брат Фёдор Григорьевич (тогда просто Федя Селивёрстов) тоже был выпускник того года. А я был рад и счастлив по это­ му поводу, кажется, более, чем мой братец. Я бежал в школу к концу уроков, встре­ чал его при выходе из класса и шагал рядом от школы до дома. Моей важности и гордости, вероятно, с избытком хватало на нас обоих, ну разумеется —больше на меня! Федя рассказывал разные занятные, «умные» истории, новости о событиях в школе —всё было для меня безумно интересно. Кстати, в 30-е годы прошлого столетия у нас в Долгощелье учились, кажется, все —что называется, и мал, и стар! Я помню, какой у нас был семейный праздник, когда старшая сестра, уже будучи замужем, окончила местное отделение ликбеза (ликвидация безграмотности) и при этом за успешную учёбу получила похваль­ ный листок и подарок —ярко-красную косынку пролетарки —то-то было радости у всех домашних. По инициативе школьного руководства в селе открылась изба- читальня, стали приходить журналы и газеты, в частности, был очень популярен журнал «Колхозница». Осенью 1937 года Григорий Иванович Фефилов отправился в Мезень к месту новой работы, кажется, заведующим роно (районный отдел народного образова­ ния), а директором Долгощельской школы стал Клавдий Дмитриевич Тетерин. 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz