Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

Мы также обязаны знать и помнить, что в те отдалённые времена на священ­ нослужителях уже лежала обязанность начального просвещения жителей монас­ тырских поселений. Однако специальных общеобразовательных заведений прак­ тически еще не было, поэтому общая грамотность населения окраинных северных поселений всё же была весьма скромна. Нормальную грамоту приобретали, как правило, наиболее активные жители мужского пола: мореходы, землепроходцы, руководители промысловых артелей, торговые и служилые люди. Документы свидетельствуют, что школьное обучение в Долгощелье началась в 1885 году, когда была открыта первая церковно-приходсКая школа. Естественно, инициаторами открытия школы и первыми учителями были деревенские священ­ нослужители, в частности: М. П. Протопопов, А. И. Ивановский и супруги Лавдов- ские. Занятия первоначально проходили в доме священника. Обучались в школе чтению, письму, счёту и изучали Закон Божий. Школа и учителя содержались на средства жителей. Следует отметить, что школа с первых лет своего существования привлекала серьёзное внимание и интерес передовой, особенно молодой, части жителей села. Они не только охотно направляли своих детей, но и.сами нередко посещали школу в короткое, свободное от работ время. В 1894 году в церковно-приходской школе Долгощелья уже учились 22 мальчика и 3 девочки. Год за годом количество учени­ ков всё увеличивалось, приезжали новые учителя. В 1914 году в Долгощелье на­ считывалось более 130 учеников, которые занимались уже в двух школах: традици­ онной церковно-приходской и начальной школе Министерства народного просве­ щения. Большой проблемой в развитии образования являлось отсутствие специализи­ рованных школьных помещений. Школа часто перемещалась из одного частного дома в другой. Наконец один из богатых жителей села —владелец собственного судна и небольшого торгового заведения Прокопий Иванович Медведев при стро­ ительстве нового дома специально обустроил две комнаты под школьные классы для четырёх групп учеников и передал их в бесплатное пользование обществу. Кста­ ти, автору этого повествования тоже довелось учиться в тех классах в 1938/39 учеб­ ных годах. Начиная с 20-х годов прошлого столетия, заниматься обучением детей в на­ чальной школе Долгощелья стали профессиональные педагоги. В числе первых учителей были, в частности, супруги Кудрявцевы —Александр Фёдорович и Тать­ яна Назаровна. Несколько позднее приехали супруги Климцовы и Журавлёвы. Кесарь Иванович Климцов стал директором Долгощельской четырёхлетней шко­ лы первой ступени —так она тогда называлась. И всё же это был трудный период в системе образования на селе. Главная проблема —опять же нехватка помещений. Наконец, в 1929 году началось строительство нового здания школы по типовому плану, разработанному строительным институтом Наркомата просвещения. В 1934 году в Долгощелье открылась семилетняя школа. Новое, красивое зда­ ние на высоком берегу полноводного Кулоя было украшением села. Она многие десятилетия являлась и является теперь визитной карточкой нашего Долгощелья. Новая школа с первых дней стала истинно местом паломничества жителей села. Великолепное, невиданных до того размеров и архитектуры здание с обшитыми стенами, железной крышей, большими светлыми окнами, широко распахнутым в сторону реки парадным входом будто приглашало юных граждан в свои простор­ 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz