Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
Мы также обязаны знать и помнить, что в те отдалённые времена на священ нослужителях уже лежала обязанность начального просвещения жителей монас тырских поселений. Однако специальных общеобразовательных заведений прак тически еще не было, поэтому общая грамотность населения окраинных северных поселений всё же была весьма скромна. Нормальную грамоту приобретали, как правило, наиболее активные жители мужского пола: мореходы, землепроходцы, руководители промысловых артелей, торговые и служилые люди. Документы свидетельствуют, что школьное обучение в Долгощелье началась в 1885 году, когда была открыта первая церковно-приходсКая школа. Естественно, инициаторами открытия школы и первыми учителями были деревенские священ нослужители, в частности: М. П. Протопопов, А. И. Ивановский и супруги Лавдов- ские. Занятия первоначально проходили в доме священника. Обучались в школе чтению, письму, счёту и изучали Закон Божий. Школа и учителя содержались на средства жителей. Следует отметить, что школа с первых лет своего существования привлекала серьёзное внимание и интерес передовой, особенно молодой, части жителей села. Они не только охотно направляли своих детей, но и.сами нередко посещали школу в короткое, свободное от работ время. В 1894 году в церковно-приходской школе Долгощелья уже учились 22 мальчика и 3 девочки. Год за годом количество учени ков всё увеличивалось, приезжали новые учителя. В 1914 году в Долгощелье на считывалось более 130 учеников, которые занимались уже в двух школах: традици онной церковно-приходской и начальной школе Министерства народного просве щения. Большой проблемой в развитии образования являлось отсутствие специализи рованных школьных помещений. Школа часто перемещалась из одного частного дома в другой. Наконец один из богатых жителей села —владелец собственного судна и небольшого торгового заведения Прокопий Иванович Медведев при стро ительстве нового дома специально обустроил две комнаты под школьные классы для четырёх групп учеников и передал их в бесплатное пользование обществу. Кста ти, автору этого повествования тоже довелось учиться в тех классах в 1938/39 учеб ных годах. Начиная с 20-х годов прошлого столетия, заниматься обучением детей в на чальной школе Долгощелья стали профессиональные педагоги. В числе первых учителей были, в частности, супруги Кудрявцевы —Александр Фёдорович и Тать яна Назаровна. Несколько позднее приехали супруги Климцовы и Журавлёвы. Кесарь Иванович Климцов стал директором Долгощельской четырёхлетней шко лы первой ступени —так она тогда называлась. И всё же это был трудный период в системе образования на селе. Главная проблема —опять же нехватка помещений. Наконец, в 1929 году началось строительство нового здания школы по типовому плану, разработанному строительным институтом Наркомата просвещения. В 1934 году в Долгощелье открылась семилетняя школа. Новое, красивое зда ние на высоком берегу полноводного Кулоя было украшением села. Она многие десятилетия являлась и является теперь визитной карточкой нашего Долгощелья. Новая школа с первых дней стала истинно местом паломничества жителей села. Великолепное, невиданных до того размеров и архитектуры здание с обшитыми стенами, железной крышей, большими светлыми окнами, широко распахнутым в сторону реки парадным входом будто приглашало юных граждан в свои простор 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz