Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
Началась предварительная, скорбная оценка потерь от этого страшного пожа ра. Выгорел большой участок сельского жилого массива. Помнится, сгорели 32 жилых дома, склады, магазин, пекарня и самое горькое —сгорело замечательно красивое здание сельской церкви. Крайними, уцелевшими со стороны центра, ока зались дома: Мировых, Пупиных, Монаховых, Калинихиных, а в верхней части села на краю погорелого пустыря сиротливо возвышалась колокольня да два поповских (старый и новый) дома, а на «задах» путь пожару преградил большой ручей, а за ним уцелело кладбище. Дорого обошлась селу детская шалость с огнём и попустительство со стороны взрослых. И повторимся, спустя 57 лет та же горькая огненная участь по тем же причинам постигла и колокольню —судьба-злодейка... Школа. Учительница первая моя! П роводимые исследования о состоянии образования на Беломорских тер риториях указывают на то, что грамотность среди мужского населения была намного выше, нежели в центральных губерниях России. Одной из наиболее важ ных школ для получения молодыми людьми грамоты были промысловые артели, особенно на Мурманских тресковых и беломорских зверобойных и белушьих промыслах, а также в рыболовных станах Канинского побережья. Здесь в связи с продолжительностью путин в несколько месяцев складывались благоприятные условия для обучения молодежи и подростков основам грамоты. Промышленники старшего поколения, особенно отцы, старшие родственники, старались непремен но обучить сыновей, младших братьев, племянников элементарным началам гра моты —чтению, письму, счёту. Грамота тогда в Поморье была делом престижным и пользовалась большим уважением среди жителей этого края. Грамотный молодой человек был перспективным мореходцем, добытчиком, надёжным, авторитетным главой семьи. Потребность в грамотных людях в Поморье была тесно связана с мореходной деятельностью большинства жителей, необходимостью разбираться в навигации, лоции, судостроении, портовом хозяйстве. Частые деловые контакты поморов с жителями соседних провинций Норвегии и других стран Северной Европы, а так же с деловым чиновничеством таможни, портовых контор, налоговых агентств, ес тественно, требовали грамотных людей. Уже с середины XIX века в Поморье открывались прообразы будущих морских училищ —мореходные классы. В Архангельске и Кеми для обучения морскому делу привлекали, в первую очередь, молодых людей, имевших опыт плавания в морях. К концу столетия в этих классах обучалось около 150 юношей из различных помор ских селений. Это уже были профессиональные судоводители-мореплаватели. Касаясь темы культуры и образования, следует заметить, что большую поло жительную роль в развитии, по крайней мере, начального образования в Поморье сыграли монастыри, которым принадлежали в XV—XVIII веках Беломорские по селения, в том числе и слободка Долгая Щель. Мы знаем, что она на протяжении почти трёх столетий являлась вотчиной Антониево-Сийского монастыря. Следует также признать и помнить, что этим монастырям, их настоятелям мы обязаны хотя бы частичному знанию истории нашего Поморского края. 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz