Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
возможностями изобразить этакое подобие коленчатого вала? Но умение и труд всё перетрут —гласит старая поговорка. Изловчились и изогнули-таки! Получил ся приличный коленвал, далее легче. Посадили на него колёса, установили весь «механизм» на штатное место, прочно приладили, надёжно закрепили. Вот теперь всё в порядке —машина готова к ходовым испытаниям! Пора выво дить на полигон. Помощников, разумеется, толпа. Теперь новая проблема —разбе рут по частям на сувениры до испытаний... Однако старшеклассники взяли иници ативу на себя. Малышню не очень вежливо по сторонам растолкали, средних при способили машину тащить и довольно успешно, почти на руках, спустили с береговой кромки на речной ровный лёд, благо тащить-то всего полсотни метров — с повети до береговой кромки. Тут требуется немного прояснить ситуацию. Машина, как вы понимаете, полу чилась одноместная —первый образец, учитывать надо, поэтому место водителя занял мой брат как старший по возрасту и вообще... Гриша был в этот момент не много похож на бывалого; заслуженного пилота, поднимающегося в свой героиче ский аэроплан! А я оказался чуть ли не главным конструктором и вообще руково дил, как мог, всем этим ответственным мероприятием. Однако кроме меня об этом наверное никто и не догадывался —всем было не до моей персоны. Всё логично — сделали, ну и отойдите в сторонку, дайте людям посмотреть —что получилось. А получилось в общем-то ничего, по крайней мере, внешний вид. Однако ситу ация вначале складывалась не очень понятно —автомобиль не хочет двигаться! Колёса крутятся, а машина стоит. Правда, скоро разобрались: всё просто —на ров ном гладком льду колёса отчаянно буксуют. Как же вы, умники-конструкторы, не учли такого пустяка? Впрочем ничего, бывает —дело поправимое. На сегодня — шабаш! Завтра устраним эту оплошность и продолжим испытания, а возможно и прокатим самых достойных, например, некоторых девчонок... Проблему решили быстро —нашли старую стальную косу, нарубили небольшие пластинки и вбили их «ребром» аккуратно в поверхность колёс. Теперь они шипованные —зимний вариант! Попробовали, покатился наш автомобиль и очень даже неплохо —в пешую не догнать! Публика ликовала, но... рановато. Проявилась очередная проблема —не поворачивает, а если конкретнее, не управляется наш «самоход», как его окрестили приятели (название автомобиль чем-то нас всех не устраивало —чужое слово). Да, справиться с этой задачей было несравнимо труднее. Всю конструкцию сис темы движения менять надо, но легко сказать, а как изменить? Это мы пока осмыс лить не могли. Конечно, понимали —весь мост менять надо... а далее —пока тупик. Надо думать. Ну покатались немного с групповыми поворотами вручную, а всё же не впечатляло. И интерес к нашему первенцу стал постепенно пропадать, сначала у об щественности, а потом и у строителей. Да и школьные дела много времени отнимали. И, наконец, поставили мы своё детище сначала как бы временно на «модернизацию», а спустя некоторое время без шума закатили куда подальше —на поветь в тёмный угол. Может быть и до сих пор там стоит? Надо как-нибудь заглянуть. Кстати, спра ведливости ради, добавлю, что мы со своим «самоходом» были не первыми в Дол гощелье. Значительно ранее нас такую же попытку делал Ефим Александрович Ши рокий —умный, способный парень. Он впоследствии работал в нашей школе, ка жется, преподавал физику, не помню, я тогда уже был в моряках. Старшие ребята рассказывали, что мельком видели его со своим творением, но он был малообщите лен и его интерес к этим делам тоже, вероятно, скоро пропал —мальчишество! 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz