Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
Об этом замечательно красивом, благородном ремесле стоит рассказать немно го подробнее. Всё начиналось осенью. Мастера-строители уже в сентябре или нача ле октября совершали разведочные поездки в окрестные лесные массивы для поис ка хорошего строительного леса, главным образом, подходящей еловой «кокоры» с могучим здоровым стволом и мощным корневым отростком. Это дерево должно будет составлять килевую часть нового судна и его носового образования. Облюбо ванное дерево отмечалось небольшим затёсом, означавшим, что у него уже есть хо зяин. После зимнего ледостава на реке и налаживания санного пути мастер, как правило, с помощником, а то и двумя, на двух лошадях отправлялся к месту, где находился найденный ранее лесной красавец, бывало и не один, а целое семейство добротных корабельных деревьев. Здесь начиналась трудная работа. Необходимо расчистить от снега участок вок руг могучего разлапистого елового великана. Затем с помощью лома, лопаты и то пора мастера подбирались к корневой системе и вырубали главную часть корневи ща —будущий носовой штевень посудины. А затем валили всё дерево. Очистив ствол от ветвей на нужную длину, отрубали верхнюю часть ствола. Самое главное и наиболее трудное дело сделано —есть хорошая «кокора» —основа для будущего судна. Теперь необходимо водрузить дерево на сани, надёжно закрепить и доста вить домой. Тут больших проблем не возникало —не впервой. Доставленное к дому дерево поднималось на поветь для небольшой просушки и последующей предвари тельной обработки. Непосредственно к постройке посудины, лодки или малого карбаса, приступа ли уже в апреле, когда было больше светлого времени да и погода на дворе станови лась теплее, способнее для главной работы строительства (шитья) судна. Каждый строящийся карбас или лодка это очень серьёзная и по сути ответственная работа, в которую вложено сугубо индивидуальное, личное мастерство строителя, его опыт, знание мореходного дела, судостроительных навыков и традиций. И кроме всего прочего тут всегда присутствует имя мастера с деловитой, лёгкой рукой. Справед ливости ради, добавлю, что мой покойный отец Степан Иванович Селивёрстов слыл одним из лучших в Долгощелье мастеров-строителей убористых, лёгких на ходу, очень приметных и внешне красивых лодок. У отца всегда бывало много заказов, и я хорошо помню, как просили, уговари вали его соседи, знакомые сельские домохозяева соорудить лодочку: «Ну не отка жи, Степан Иванович, —век добром и благодарением вспоминать буду. А уж на счёт цены —не сомневайся, сколько спросишь отказа не будет». Помнится, мой папаша иногда довольно долго да и, как правило, резонно отказывался. И то ска зать —дел у него всегда бывало выше головы, особенно весной. Однако с началом очередной навигации новая лодка, а то с небольшим интервалом и две спускались на воду: то-то бывали праздники! Мы, мальчишки, уже за несколько дней до этого торжества ну... изнываем от нетерпения —ах, что он (отец) тянет, всё же готово! Уж мы-то лучше его самого знаем, что всё готово! А он и день, и другой всё ходит вокруг новой красавицы- лодки, тут что-то подправит, там немного стругнёт рубанком, то деревянным мо- лотком-койком постучит по доске обшивки и слушает... ну всё! —у нас больше нет мочи ждать. Однако мы ни словом не обмолвимся о полной готовности судна к спуску —только попробуй —«вякни», так ответит, не возрадуешься... А с другой стороны, для нас великие уроки —умей сдерживать свои эмоции, не лезь с советом, 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz