Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
веть это складское помещение, где хранились запасы кормов для скота на зиму, — разные сорта сена. Часто туда укладывали для первичной просушки перед обмоло том штабеля жита в снопах. Там же на повети хранились основные строительные материалы и имущество, необходимое при постройке лодок или карбасов: кокоры, доски, опруги(шпангоуты), кницы и прочие строительные конструкции и мелкие поделочные детали. Там же размещалась масса всякого необходимого в хозяйстве имущества —от предметов верхней зимней одежды до сложенных в укромных ме стах рыболовных снастей и разного рыбацкого снаряжения. Тут надобно заметить, что для нас —шустрых, вездесущих и любознательных подростков —это было некое таинственное хранилище мореходного еще не очень знакомого и потому особо интересного богатства. Однако просто так лазать на поветь и интересоваться вещами, которые были уложены взрослыми, не поощрялось, а ско рее, пресекалось. «Внизу и на улице забавляйтесь, на повети вам делать нечего, еще, не дай бог, подожжете что-нибудь», —строго говорили родители. Разумеется, относи тельно поджога или какого-либо иного опасного озорства мы в своём доме были вне всяких подозрений. Но... сгорели же от ребячьих шалостей в разные времена целые околотки деревенских деревянных домов, церкви и даже знаменитая на всю округу колокольня —их рук дело. Да что с них возьмёшь, —озорники малые, неразумные. Основная, центральная, часть повети служила местом постройки различных малых судов: обычной лодки —плоскодонной щельянки или промысловой семёр ки с ледовыми кренями для зверобойной путины с берега. Строились и большие, особо прочные, лодки для вешнего поморского промысла, а иногда и малые карба са. Большие мореходные карбасы строили на открытых, специально оборудован ных строительных площадках —стапелях, а по старинному поморскому речению означает на плотбищах. Разумеется, всё это или почти всё было до нас, если конк ретнее, во второй половине XIX и первой половине XX веков, а также в период между мировыми войнами. Начиная с 30-х годов прошлого столетия, когда в поморский быт энергично вошли механизированные транспортные и промысловые средства —мотоботы, ёлы, катера и прочие быстроходные посудины, деревянные плавсредства стали быстро уходить в историю. Достаточно сказать, что в наше время мы уже при всём жела нии не найдём ни одного большого морского двухмачтового парусного карбаса — достойного представителя легендарных поморских карбасов. Кстати, мы помним, что обломки этих славных мореходных посудин в разное время были обнаружены на берегах Шпицбергена, Таймыра и даже острова Фаддея в море Лаптевых. Дале ко ходили поморы за удачными, богатыми морскими промыслами. А в Долгощелье со временем проявились моряцкие «гнездовья» —Буторины (Магазеины) да Се- ливёрстовы (Котуевы —позднее и благозвучнее Котюевы) —большие судьбы, яр кие страницы истории освоения Арктики. В памяти часто вырисовывается родная поветь большого двухэтажного роди тельского дома, где на строительных опорах обеих её половин стоят остовы новых лодок, а по всему дому разносится дурманящий сосново-еловый запах свежего де рева. Тут хозяйничают, творят строители —лодочных дел мастера: мой отец Сте пан Иванович и его старший брат —мой добрейший дядюшка Григорий Иванович. Они совершенно автономны —у каждого своё строительное хозяйство, на стапеле своя новая посудина и, надобно заметить, серьёзное, временами жёсткое соперни чество —чьё изделие лучше, прочнее, красовитее?!. 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz