Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

веть это складское помещение, где хранились запасы кормов для скота на зиму, — разные сорта сена. Часто туда укладывали для первичной просушки перед обмоло­ том штабеля жита в снопах. Там же на повети хранились основные строительные материалы и имущество, необходимое при постройке лодок или карбасов: кокоры, доски, опруги(шпангоуты), кницы и прочие строительные конструкции и мелкие поделочные детали. Там же размещалась масса всякого необходимого в хозяйстве имущества —от предметов верхней зимней одежды до сложенных в укромных ме­ стах рыболовных снастей и разного рыбацкого снаряжения. Тут надобно заметить, что для нас —шустрых, вездесущих и любознательных подростков —это было некое таинственное хранилище мореходного еще не очень знакомого и потому особо интересного богатства. Однако просто так лазать на поветь и интересоваться вещами, которые были уложены взрослыми, не поощрялось, а ско­ рее, пресекалось. «Внизу и на улице забавляйтесь, на повети вам делать нечего, еще, не дай бог, подожжете что-нибудь», —строго говорили родители. Разумеется, относи­ тельно поджога или какого-либо иного опасного озорства мы в своём доме были вне всяких подозрений. Но... сгорели же от ребячьих шалостей в разные времена целые околотки деревенских деревянных домов, церкви и даже знаменитая на всю округу колокольня —их рук дело. Да что с них возьмёшь, —озорники малые, неразумные. Основная, центральная, часть повети служила местом постройки различных малых судов: обычной лодки —плоскодонной щельянки или промысловой семёр­ ки с ледовыми кренями для зверобойной путины с берега. Строились и большие, особо прочные, лодки для вешнего поморского промысла, а иногда и малые карба­ са. Большие мореходные карбасы строили на открытых, специально оборудован­ ных строительных площадках —стапелях, а по старинному поморскому речению означает на плотбищах. Разумеется, всё это или почти всё было до нас, если конк­ ретнее, во второй половине XIX и первой половине XX веков, а также в период между мировыми войнами. Начиная с 30-х годов прошлого столетия, когда в поморский быт энергично вошли механизированные транспортные и промысловые средства —мотоботы, ёлы, катера и прочие быстроходные посудины, деревянные плавсредства стали быстро уходить в историю. Достаточно сказать, что в наше время мы уже при всём жела­ нии не найдём ни одного большого морского двухмачтового парусного карбаса — достойного представителя легендарных поморских карбасов. Кстати, мы помним, что обломки этих славных мореходных посудин в разное время были обнаружены на берегах Шпицбергена, Таймыра и даже острова Фаддея в море Лаптевых. Дале­ ко ходили поморы за удачными, богатыми морскими промыслами. А в Долгощелье со временем проявились моряцкие «гнездовья» —Буторины (Магазеины) да Се- ливёрстовы (Котуевы —позднее и благозвучнее Котюевы) —большие судьбы, яр­ кие страницы истории освоения Арктики. В памяти часто вырисовывается родная поветь большого двухэтажного роди­ тельского дома, где на строительных опорах обеих её половин стоят остовы новых лодок, а по всему дому разносится дурманящий сосново-еловый запах свежего де­ рева. Тут хозяйничают, творят строители —лодочных дел мастера: мой отец Сте­ пан Иванович и его старший брат —мой добрейший дядюшка Григорий Иванович. Они совершенно автономны —у каждого своё строительное хозяйство, на стапеле своя новая посудина и, надобно заметить, серьёзное, временами жёсткое соперни­ чество —чьё изделие лучше, прочнее, красовитее?!. 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz