Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.
Рождение карбаса. Мастер Г. Ф. Федоровский услышанный мною в разговоре со старым другом (ныне покойным) Григорием Ива новичем Широким. Когда его мать Ульяна Алексеевна (до замужества Попова), из достойного, зажиточного рода Голоушкиных, выходила замуж за его отца —Широ кого Ивана Михайловича, то получила от отца роскошное приданое —новый боль шой мореходный карбас, построенный ее отцом и братьями. Что тут скажешь: ши рокий поморский жест —знай наших! Да, корабельных дел мастера в Долгощелье не переводились. Наоборот, проявлялись один за другим талантливые специалис ты: Григорий Михайлович Федоровский (Сосунов), его сын Филипп Григорьевич, Медведевы —отец Прокопий Иванович и сын Павел Прокопьевич, Павел Степа нович Медведев, Кузьма Фомич Увакин, Павел Никифорович Широкий, Дмит рий Андреевич Нечаев. Позднее выдвинулись новые мастера: Николай Алексее вич Попов (Голоушкин), Семён Фёдорович Широкий (Мировой), Иван Яковле вич Прялухин (Поконеев), Геннадий Фёдорович Федоровский. Это были блистательные строители больших (белужьих), а позднее малых (щёкинских) кар басов, безусловно лучших по своим мореходным качествам на всём Беломорском бассейне. Великолепными мастерами-лодочниками зарекомендовали себя талант ливые плотники: Поповы, Вешняковы, Широкие, Буторины, Селивёрстовы, Шу- ваевы и другие. В 20—30-е годы прошлого столетия был особый спрос на морские двухмач товые карбасы для белушьих промыслов в северной части Белого моря и осен них походов промышленников в рыбацкие станы на побережье полуострова Канин. Кроме того, требовались большие, вместительные и особо прочные лодки 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz