Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

Рождение карбаса. Мастер Г. Ф. Федоровский услышанный мною в разговоре со старым другом (ныне покойным) Григорием Ива­ новичем Широким. Когда его мать Ульяна Алексеевна (до замужества Попова), из достойного, зажиточного рода Голоушкиных, выходила замуж за его отца —Широ­ кого Ивана Михайловича, то получила от отца роскошное приданое —новый боль­ шой мореходный карбас, построенный ее отцом и братьями. Что тут скажешь: ши­ рокий поморский жест —знай наших! Да, корабельных дел мастера в Долгощелье не переводились. Наоборот, проявлялись один за другим талантливые специалис­ ты: Григорий Михайлович Федоровский (Сосунов), его сын Филипп Григорьевич, Медведевы —отец Прокопий Иванович и сын Павел Прокопьевич, Павел Степа­ нович Медведев, Кузьма Фомич Увакин, Павел Никифорович Широкий, Дмит­ рий Андреевич Нечаев. Позднее выдвинулись новые мастера: Николай Алексее­ вич Попов (Голоушкин), Семён Фёдорович Широкий (Мировой), Иван Яковле­ вич Прялухин (Поконеев), Геннадий Фёдорович Федоровский. Это были блистательные строители больших (белужьих), а позднее малых (щёкинских) кар­ басов, безусловно лучших по своим мореходным качествам на всём Беломорском бассейне. Великолепными мастерами-лодочниками зарекомендовали себя талант­ ливые плотники: Поповы, Вешняковы, Широкие, Буторины, Селивёрстовы, Шу- ваевы и другие. В 20—30-е годы прошлого столетия был особый спрос на морские двухмач­ товые карбасы для белушьих промыслов в северной части Белого моря и осен­ них походов промышленников в рыбацкие станы на побережье полуострова Канин. Кроме того, требовались большие, вместительные и особо прочные лодки 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz