Селивёрстов, Л. С. Родные берега / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 382, [1] с. : ил., портр., карты.

всегда и везде было тепло, уютно, спокойно. Он всю свою жизнь шёл впереди, бли­ стательно оправдывая мудрые слова моей бабушки: «...в море —моряк, а на суше — казак!» —таким должен быть истинный помор. Бывало всей семьей (а семья-то в последнее время —отец, мать да я, осталь­ ные —все пять братьев —на войне...) отправимся в лес по грибы, ягоды, еще по каким-нибудь делам. Время осеннее, погода вдруг начинает резко портиться —ве­ тер, дождь, с деревьев течет, под ногами хлюпает. Отец оглядывается вокруг и быс­ тро направляется к густой лохматой ели. Топор —из-за пояса и быстро, сноровис­ то, за несколько минут всё готово —нижние ветви срубил, ствол слегка зачистил, ворох мелких веток с сухой травой на землю —мягкий, душистый ковер. Сухо, без­ ветренно, уютно —любо-дорого! Мать тоже хозяйка —что надо, полотенце или еще какая лопотина вместо скатерти и глядишь —перекус на свежем воздухе —пре­ лесть! Для меня —лучше, чем дома. Одного не угадал мой многоопытный и муд­ рый отец —промысловик из младшего сына не получился, иным путём в моря пошёл. «Верфи» на повети... С ело Долгощелье издревле считалось корабельной столицей Мезенского По­ морья. Здесь до половины XX века сохранилось старинное поморское ремес­ ло —изготовление прочных мореходных судов. Знаменитые долгощельские мор­ ские карбасы в течение нескольких столетий считались лучшими двухмачтовыми парусными судами на Белом море. По форме обводов и прочности корпусов, ско­ рости, остойчивости на крутой беломорскрй волне и маневренным качествам этим судам не было равных. Добавим, что здесь кроме карбасов создавали и Другие мо­ реходные суда. Строили большие и малые кочи и лодьи для плавания к Новой Земле, на Гру­ мант и в Мангазею. Вот одно свидетельство участия кулойцев в судостроении и плаваниях в те далекие времена. В 1651 году по повелению царя Алексея Михайло­ вича снаряжалась на Новую Землю разведывательная рудоискательная экспеди­ ция во главе с бывшим пустозерским воеводой Романом Неплюевым и кормщиком Фомой Кыркаловым, который был родом с Мезенских берегов и неоднократно хо­ дил на Новую Землю. Участникам экспедиции надлежало искать «серебряные и медные руды и узорного камня из жемчугу». Для снаряжения экспедиции царский двор указал Роману Неплюеву, чтобы «по­ строили на Мезени и Кулое четыре больших морских судна —коча с якорями, пару­ сами и другой судовой снастью, а экипажи и кормщиков набрать из мезенцев и ку­ лойцев»1. Таковы исторические факты участия кулойцев —жителей Долгощелья в больших и важных мероприятиях по части судостроения и мореходства на Севере. Поморские суда, которые строились, как правило, на глаз не очень грамотными, а то и вовсе неграмотными мастерами-умельцами, считались образцом приспособ­ ленности для плавания в северных ледовитых морях и служили обычно по 10 лет и более. На поморских кочах, лодьях, а порою и на беспалубных морских карбасах, отважные поморы прошли от Беломорских берегов на север до Новой Земли и Гру- 1Окладников Н. А. Российские Колумбы. - Архангельск, 2008. —С. 205. 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz