Селиверстов, Л. С. Кто хозяин в Российской Арктике // Наука и бизнес на Мурмане. - 2013. - № 1 (74). - С. 75-79.
78 ГЛАВСЕВМОРПУТЬ: ЕГО ГЕРОИ И ТВОРЦЫ эти благородные безобразия «высвечиваются», по крайней мере, три основные причины развала и запустения арктических окраин. Первая и главная. После разрушения Союза и при проведении той первой хаотичной приватиза ции, сулившей скорые и большие барыши «здесь и сейчас», весь арктический регион как мало пер спективный был просто отторгнут, «кинут» феде ральными властями. В результате Арктика со всем находящимся там потенциалом, включая десятки и сотни тысяч людей, оказалась как бы ничейной. Федеральным «хозяевам» было не до нее —они тогда делили, растаскивали, рвали на куски глав ный, центральный, российский пирог, а попутно и мощный морской флот. Вторая причина. Представители коммерческих структур, скороспелые, алчные, частные «ком пашки», вторгавшиеся туда, оказались в основном непрофессиональными пустышками. Это была неразборчивая в способах и средствах категория дельцов с различной степенью невежества и только. Они разрушили и растащили всё или почти всё, что там было создано, начиная от про мышленных комбинатов и рудников и кончая транспортными системами и портами. В резуль тате перестали существовать не только прииски или рыбопромышленные угодья, но целые по селки городского типа. И, наконец, третья причина. Явная растерян ность и, соответственно, несогласованность дей ствий руководителей соседних заполярных терри торий, краев, губерний, округов. Это и Якутия с Чукоткой, и Таймыр с Красноярском, и Архан гельская с Мурманской области. Тогда больше пе рехлестывали политические дележки и разборки, нежели здравые прагматичные интересы, в прин- ципе-то общие для этих руководителей. Однако сработал старый стереотип - ходить с протянутой рукой да ездить в Москву «за правдой». Все это в конечном счете привело к административно управленческому разнобою, глобальной неплате жеспособности и неумению элементарно обеспе чить жителей регионов даже топливом и продо вольствием. А по большому счету, какая разница между чу котским поселком Рывыэм, якутским Тикси, Тай мырской Хатангой и Мурманской Териберкой? Ведь все это в целом - Россия - «нашенская» земля. И кому нужны эти пресловутые барьеры, из-за которых всегда и в первую очередь страдают люди, которые живут, работают и... бедствуют в этих суровых краях, оказавшись там далеко не все и не всегда по своей воле. Что же касается расхо дов на содержание, точнее, на поддержание жизни в этих поселениях, не такое это большое бремя для великой державы, коей мы себя еще считаем. А это очаги жизнедеятельности в Арктике, которые могут в ближайшие годы стать основной базой для оживления и дальнейшего развития всего аркти ческого прибрежного края. Как же решить проблемы возрождения запо лярных промышленных регионов и дальнейшего развития арктических транспортных систем, в частности, Северного морского пути? Да, оживле ние Арктики - дело непростое. Север затратный регион и требует немалых капиталовложений. Арктика и Северный морской путь, в частности, это особый, уникальный хозяйственный объект, требующий нетрадиционного подхода и решений. Они должны стоять в перечне первоочередных на циональных задач. И, разумеется, никакие част ные коммерческие структуры этих задач не решат. Да они и не ставят перед собой эти задачи — чего ради? А ставки только на самостоятельность территорий и ответственность региональных ад министраций несостоятельны, и ничего путного от этого посыла не получится. И очень жаль, что федеральное правительство до сих пор не осознало этого. Севморпуть, протянувшийся от Новой Земли до Берингова пролива, это была, есть и должна быть в будущем национальной, а затем и между народной магистралью под государственным контролем. Прежде всего, должен быть сильный федеральный закон об Арктике: ее статусе, грани цах. В этом законе необходимо провести четкие протекционистские положения в целях эффек тивной работы Российского ледокольно-транс- портного флота в Арктике. Безусловно, необхо димо отразить стратегические интересы страны. Необходимо предусмотреть разработку норматив ных документов, регламентирующих плавание отечественных и иностранных судов в арктиче ских водах России, их взаимоотношения с нацио нальными предприятиями. Само собой разумеется, что пока не будет соз дана современная законодательно-правовая база, определяющая статус региона, и не появятся нуж ные документы, регламентирующие все про изводственные отношения в Арктике, а также
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz