Селиверстов, Л. С. Кто хозяин в Российской Арктике // Наука и бизнес на Мурмане. - 2013. - № 1 (74). - С. 75-79.

78 ГЛАВСЕВМОРПУТЬ: ЕГО ГЕРОИ И ТВОРЦЫ эти благородные безобразия «высвечиваются», по крайней мере, три основные причины развала и запустения арктических окраин. Первая и главная. После разрушения Союза и при проведении той первой хаотичной приватиза­ ции, сулившей скорые и большие барыши «здесь и сейчас», весь арктический регион как мало пер­ спективный был просто отторгнут, «кинут» феде­ ральными властями. В результате Арктика со всем находящимся там потенциалом, включая десятки и сотни тысяч людей, оказалась как бы ничейной. Федеральным «хозяевам» было не до нее —они тогда делили, растаскивали, рвали на куски глав­ ный, центральный, российский пирог, а попутно и мощный морской флот. Вторая причина. Представители коммерческих структур, скороспелые, алчные, частные «ком­ пашки», вторгавшиеся туда, оказались в основном непрофессиональными пустышками. Это была неразборчивая в способах и средствах категория дельцов с различной степенью невежества и только. Они разрушили и растащили всё или почти всё, что там было создано, начиная от про­ мышленных комбинатов и рудников и кончая транспортными системами и портами. В резуль­ тате перестали существовать не только прииски или рыбопромышленные угодья, но целые по­ селки городского типа. И, наконец, третья причина. Явная растерян­ ность и, соответственно, несогласованность дей­ ствий руководителей соседних заполярных терри­ торий, краев, губерний, округов. Это и Якутия с Чукоткой, и Таймыр с Красноярском, и Архан­ гельская с Мурманской области. Тогда больше пе­ рехлестывали политические дележки и разборки, нежели здравые прагматичные интересы, в прин- ципе-то общие для этих руководителей. Однако сработал старый стереотип - ходить с протянутой рукой да ездить в Москву «за правдой». Все это в конечном счете привело к административно­ управленческому разнобою, глобальной неплате­ жеспособности и неумению элементарно обеспе­ чить жителей регионов даже топливом и продо­ вольствием. А по большому счету, какая разница между чу­ котским поселком Рывыэм, якутским Тикси, Тай­ мырской Хатангой и Мурманской Териберкой? Ведь все это в целом - Россия - «нашенская» земля. И кому нужны эти пресловутые барьеры, из-за которых всегда и в первую очередь страдают люди, которые живут, работают и... бедствуют в этих суровых краях, оказавшись там далеко не все и не всегда по своей воле. Что же касается расхо­ дов на содержание, точнее, на поддержание жизни в этих поселениях, не такое это большое бремя для великой державы, коей мы себя еще считаем. А это очаги жизнедеятельности в Арктике, которые могут в ближайшие годы стать основной базой для оживления и дальнейшего развития всего аркти­ ческого прибрежного края. Как же решить проблемы возрождения запо­ лярных промышленных регионов и дальнейшего развития арктических транспортных систем, в частности, Северного морского пути? Да, оживле­ ние Арктики - дело непростое. Север затратный регион и требует немалых капиталовложений. Арктика и Северный морской путь, в частности, это особый, уникальный хозяйственный объект, требующий нетрадиционного подхода и решений. Они должны стоять в перечне первоочередных на­ циональных задач. И, разумеется, никакие част­ ные коммерческие структуры этих задач не решат. Да они и не ставят перед собой эти задачи — чего ради? А ставки только на самостоятельность территорий и ответственность региональных ад­ министраций несостоятельны, и ничего путного от этого посыла не получится. И очень жаль, что федеральное правительство до сих пор не осознало этого. Севморпуть, протянувшийся от Новой Земли до Берингова пролива, это была, есть и должна быть в будущем национальной, а затем и между­ народной магистралью под государственным контролем. Прежде всего, должен быть сильный федеральный закон об Арктике: ее статусе, грани­ цах. В этом законе необходимо провести четкие протекционистские положения в целях эффек­ тивной работы Российского ледокольно-транс- портного флота в Арктике. Безусловно, необхо­ димо отразить стратегические интересы страны. Необходимо предусмотреть разработку норматив­ ных документов, регламентирующих плавание отечественных и иностранных судов в арктиче­ ских водах России, их взаимоотношения с нацио­ нальными предприятиями. Само собой разумеется, что пока не будет соз­ дана современная законодательно-правовая база, определяющая статус региона, и не появятся нуж­ ные документы, регламентирующие все про­ изводственные отношения в Арктике, а также

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz