Селиверстов, Л. С. Кто хозяин в Российской Арктике // Наука и бизнес на Мурмане. - 2013. - № 1 (74). - С. 75-79.

76 ГЛАВСЕВМОРПУТЬ: ЕГО ГЕРОИ И ТВОРЦЫ цией царя Петра: «...дабы проведать - далеко ли на Восток (а попутно на Север и Запад!) прости­ раются владения наши?!». И отнюдь не случайно некоторые чиновники высоких уровней задумчиво вопрошают: «...флот атомный —это наше достояние, а вот Северный морской путь, природные ресурсы арктического шельфа наших морей —достояние ли это одной страны?». Вот так. А может быть, раздать все по­ ровну или, по крайней мере, продать по сходной цене? Правда, сейчас в Арктике торговать уже практически и нечем - все расторговали, раста­ щили вплоть до дверей и оконных рам в домах, брошенных разбежавшимися обитателями посел­ ков, селений, полярных станций, рыбацких ста­ нов, приисков. После более чем десятилетнего разрушения и запустения на северных окраинах некогда великой державы вдруг этакий «яркий» пассаж: «Наконец- то мы дожили до такого момента, когда Севмор- путь обсуждается на всех уровнях!». Так начал свое выступление на заседании Совета Ассоциации «Северо-Запад» известный полярник, заместитель председателя Государственной думы Артур Чи­ лингаров. Да, уважаемый Артур Николаевич, видно плохи дела на Севморпути, коли о нем заго­ ворили вдруг от Санкт-Петербурга до Осло, Сток­ гольма и Гамбурга. Непонятно одно —почему эту проблему обсуждают представители Ленинград­ ской, Вологодской, Новгородской, Псковской и других областей. Думается, что у них своих про­ блем через край. Тем более, непонятна «озабочен­ ность» немцев, норвежцев и... прочих шведов. Может быть, есть резон послушать руководите­ лей прибрежных арктических регионов: Ямала, Таймыра, Якутии, Чукотки и других заполярных представителей? Что думают они об этих пробле­ мах, о том, что творится в последнее десятилетие на всем Севере —от Новой Земли до Камчатки, а возможно и далее. Правда, они, по крайней мере, некоторые из них, уже давно говорят, только их никто не слушает —не до них! Вот, например, президент республики Саха- Якутия М. Е. Николаев еще несколько лет назад писал: «...такое впечатление, что Север некоторым чиновникам в федеральных структурах стал про­ сто неугоден. Они считают Север нерентабель­ ным. Я не буду им напоминать, что Север зани­ мает более 60% российской территории, что здесь добывают почти 100% золота и алмазов, 70% нефти и газа. Я скажу о другом, что Якутия на душу населения производит продукции в полтора раза более, чем в среднем по России. После этого напрашивается вопрос: если Якутия нерента­ бельна, то рентабельна ли сама Россия?». Да, президент Якутии знает, что говорит. Кроме того, он убежден, что большинство проблем Се­ вера во многом зависят от деятельности Северного морского пути, который по его мнению федераль­ ные власти практически похоронили. Невнима­ тельность Центра к Северу на протяжении ряда лет привела к тому, что образующийся определен­ ный вакуум будет медленно, но верно заполняться другими государствами. Или государству (на­ шему) придется восстанавливать, а точнее, почти все создавать заново. От этого никуда не уйти - жизнь заставит. Оче­ видно, что в настоящее время, а в будущем тем более, основными и наиболее активными пользо­ вателями трасс СМП будут атомные ледоколы и, вполне вероятно, атомные транспортные суда. И, естественно, будет чрезвычайно важно поддержи­ вать в надлежащем порядке навигационно-гидро­ графическое обеспечение Севморпути. Потребу­ ется восстановление портовых сооружений, ин­ женерно-технического оборудования да и всей разрушенной структуры обеспечения безопасно­ сти арктического мореплавания. А главная беда кажется в том, что у прилежащих к южному побережью Ледовитого океана стран нет доброго согласия. Вместо того, чтобы со­ вместно активно отстаивать исконные интересы страны в арктической зоне: границы арктического шельфа, да и всей Российской Арктики, ее про­ мышленных и рыболовных зон, исследования от­ даленных регионов, дальнейшего обустройства Севера, они больше делят то, что в принципе им не принадлежит, да «сражаются» между собой за корыстные, местнические интересы. Каждый по себе и в основном с протянутой рукой к Центру — главному хозяину - «вот приедет барин!..». Но и там поддержки не получают. А отсутствие госу­ дарственного влияния на этих обширных, богатых территориях тоже (еще) одна из основных причин экономической неустойчивости и хаоса в Запо­ лярье, его хозяйственного неустройства. Американский президент Рузвельт в 30-е годы прошлого столетия утверждал, что нельзя изжить экономический кризис без государственного ре­ гулирования. А вот мы нынче не понимаем или,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz