Селиверстов, Л. С. Кто хозяин в Российской Арктике // Наука и бизнес на Мурмане. - 2013. - № 1 (74). - С. 75-79.
76 ГЛАВСЕВМОРПУТЬ: ЕГО ГЕРОИ И ТВОРЦЫ цией царя Петра: «...дабы проведать - далеко ли на Восток (а попутно на Север и Запад!) прости раются владения наши?!». И отнюдь не случайно некоторые чиновники высоких уровней задумчиво вопрошают: «...флот атомный —это наше достояние, а вот Северный морской путь, природные ресурсы арктического шельфа наших морей —достояние ли это одной страны?». Вот так. А может быть, раздать все по ровну или, по крайней мере, продать по сходной цене? Правда, сейчас в Арктике торговать уже практически и нечем - все расторговали, раста щили вплоть до дверей и оконных рам в домах, брошенных разбежавшимися обитателями посел ков, селений, полярных станций, рыбацких ста нов, приисков. После более чем десятилетнего разрушения и запустения на северных окраинах некогда великой державы вдруг этакий «яркий» пассаж: «Наконец- то мы дожили до такого момента, когда Севмор- путь обсуждается на всех уровнях!». Так начал свое выступление на заседании Совета Ассоциации «Северо-Запад» известный полярник, заместитель председателя Государственной думы Артур Чи лингаров. Да, уважаемый Артур Николаевич, видно плохи дела на Севморпути, коли о нем заго ворили вдруг от Санкт-Петербурга до Осло, Сток гольма и Гамбурга. Непонятно одно —почему эту проблему обсуждают представители Ленинград ской, Вологодской, Новгородской, Псковской и других областей. Думается, что у них своих про блем через край. Тем более, непонятна «озабочен ность» немцев, норвежцев и... прочих шведов. Может быть, есть резон послушать руководите лей прибрежных арктических регионов: Ямала, Таймыра, Якутии, Чукотки и других заполярных представителей? Что думают они об этих пробле мах, о том, что творится в последнее десятилетие на всем Севере —от Новой Земли до Камчатки, а возможно и далее. Правда, они, по крайней мере, некоторые из них, уже давно говорят, только их никто не слушает —не до них! Вот, например, президент республики Саха- Якутия М. Е. Николаев еще несколько лет назад писал: «...такое впечатление, что Север некоторым чиновникам в федеральных структурах стал про сто неугоден. Они считают Север нерентабель ным. Я не буду им напоминать, что Север зани мает более 60% российской территории, что здесь добывают почти 100% золота и алмазов, 70% нефти и газа. Я скажу о другом, что Якутия на душу населения производит продукции в полтора раза более, чем в среднем по России. После этого напрашивается вопрос: если Якутия нерента бельна, то рентабельна ли сама Россия?». Да, президент Якутии знает, что говорит. Кроме того, он убежден, что большинство проблем Се вера во многом зависят от деятельности Северного морского пути, который по его мнению федераль ные власти практически похоронили. Невнима тельность Центра к Северу на протяжении ряда лет привела к тому, что образующийся определен ный вакуум будет медленно, но верно заполняться другими государствами. Или государству (на шему) придется восстанавливать, а точнее, почти все создавать заново. От этого никуда не уйти - жизнь заставит. Оче видно, что в настоящее время, а в будущем тем более, основными и наиболее активными пользо вателями трасс СМП будут атомные ледоколы и, вполне вероятно, атомные транспортные суда. И, естественно, будет чрезвычайно важно поддержи вать в надлежащем порядке навигационно-гидро графическое обеспечение Севморпути. Потребу ется восстановление портовых сооружений, ин женерно-технического оборудования да и всей разрушенной структуры обеспечения безопасно сти арктического мореплавания. А главная беда кажется в том, что у прилежащих к южному побережью Ледовитого океана стран нет доброго согласия. Вместо того, чтобы со вместно активно отстаивать исконные интересы страны в арктической зоне: границы арктического шельфа, да и всей Российской Арктики, ее про мышленных и рыболовных зон, исследования от даленных регионов, дальнейшего обустройства Севера, они больше делят то, что в принципе им не принадлежит, да «сражаются» между собой за корыстные, местнические интересы. Каждый по себе и в основном с протянутой рукой к Центру — главному хозяину - «вот приедет барин!..». Но и там поддержки не получают. А отсутствие госу дарственного влияния на этих обширных, богатых территориях тоже (еще) одна из основных причин экономической неустойчивости и хаоса в Запо лярье, его хозяйственного неустройства. Американский президент Рузвельт в 30-е годы прошлого столетия утверждал, что нельзя изжить экономический кризис без государственного ре гулирования. А вот мы нынче не понимаем или,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz