Селивёрстов, Л. С. Шмидт: академик, полярный исследователь, начальник Арктики // Наука и бизнес на Мурмане. - 2013. - № 1 (74). - С. 25-28.

Л. С. Селиверстов. О. Ю. ШМИДТ-АКАДЕМИК, ПОЛЯРНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, НАЧАЛЬНИК АРКТИКИ 27 Ледокольный пароход «Челюскин» Вдекабре 1932 года по предложению и проекту О. Ю. Шмидта и в связи с положительными ре­ зультатами экспедиции на «Сибирякове» прави­ тельство СССР приняло постановление о созда­ нии Главного управления Северного морского пути. Начальником управления Главсевморпути был назначен Отто Юльевич Шмидт. Он руково­ дил этим Главком до 1939 года и внёс огромный вклад в дело дальнейшего изучения, освоения, развития и обустройства тогда вовсе незнакомого сурового и богатейшего арктического региона, а также превращения трассы СМП в нормально действующую национальную транспортную ма­ гистраль. Для дальнейшего освоения Северного морского пути и необходимости выбора оптимального типа ледокольно-транспортных судов, которым пред­ стояло работать в Арктике, руководство Севмор- пути решило организовать и провести ещё одну морскую экспедицию, которая была должна как бы повторить плавание «А. Сибирякова». Без­ условно, перед экспедицией были поставлены и другие задачи, например: углублённое изучение трассы в навигационном отношении, гидрологи­ ческий режим и ледовитость арктических морей в разные периоды летней навигации и ряд других научно-исследовательских задач. Для похода Северным морским путём был назначен вновь построенный транспортный пароход «Челюскин». Экспедицию снова возгла­ вил О. Ю. Шмидт. Пароход «Челюскин», кстати сказать, совсем не приспособленный для пла­ вания в ледовых условиях, вышел в полярное плавание из Мурманска 10 августа 1933 года. Судно продвигалось по трассе СМП долго и О. Ю. Шмидт и В. И. Воронин трудно. Случались длительные остановки из-за тяжёлых ледовых условий практически с входа в Карское море. Кроме того, по свидетельству капитана В. И. Воронина, пароход стал получать различные ледовые повреждения с первых встреч со льдами, потому что он был широкий и мало­ маневренный при расхождении с встречными ледовыми полями и перемычками. Однако, по большому счёту, «Челюскин» прошёл всю трассу Севморпути от Новой Земли до Берингова про­ лива, куда, правда, кормой вперёд, вошёл в пер­ вых числах ноября 1933 года. Формально цель экспедиции была достигнута, задание выполнено — Северный морской путь снова был пройден в одну навигацию за два месяца и двадцать пять дней. В этот момент до чистой воды оставалось менее двух миль. Однако, к большому сожалению и огорчению участников экспедиции, «Челюскин» не смог пробиться через последнюю ледовую перемычку и эта неудача стоила ему «жизни». Начался ледовый дрейф, закончившийся гибелью судна в ледовом сжатии 13 февраля 1934 года. За мужество и героизм, про­ явленные при плавании в тяжелейших ледовых условиях и в период ледовой эпопеи на дрейфую­ щих льдах Чукотского моря, О. Ю. Шмидту было присвоено звание Героя Советского Союза, другие участники экспедиции были также награждены ор­ денами и медалями. И это были заслуженные спра­ ведливые оценки труда моряков и учёных —всех участников труднейшей арктической экспедиции. В 1936 году О. Ю. Шмидт представил прави­ тельству проект организации научной станции на Северном полюсе. Это, по признанию многих величайших международных авторитетов, было

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz