Селивёрстов, Л. С. Шмидт: академик, полярный исследователь, начальник Арктики // Наука и бизнес на Мурмане. - 2013. - № 1 (74). - С. 25-28.
Л. С. Селиверстов. О. Ю. ШМИДТ-АКАДЕМИК, ПОЛЯРНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, НАЧАЛЬНИК АРКТИКИ 27 Ледокольный пароход «Челюскин» Вдекабре 1932 года по предложению и проекту О. Ю. Шмидта и в связи с положительными ре зультатами экспедиции на «Сибирякове» прави тельство СССР приняло постановление о созда нии Главного управления Северного морского пути. Начальником управления Главсевморпути был назначен Отто Юльевич Шмидт. Он руково дил этим Главком до 1939 года и внёс огромный вклад в дело дальнейшего изучения, освоения, развития и обустройства тогда вовсе незнакомого сурового и богатейшего арктического региона, а также превращения трассы СМП в нормально действующую национальную транспортную ма гистраль. Для дальнейшего освоения Северного морского пути и необходимости выбора оптимального типа ледокольно-транспортных судов, которым пред стояло работать в Арктике, руководство Севмор- пути решило организовать и провести ещё одну морскую экспедицию, которая была должна как бы повторить плавание «А. Сибирякова». Без условно, перед экспедицией были поставлены и другие задачи, например: углублённое изучение трассы в навигационном отношении, гидрологи ческий режим и ледовитость арктических морей в разные периоды летней навигации и ряд других научно-исследовательских задач. Для похода Северным морским путём был назначен вновь построенный транспортный пароход «Челюскин». Экспедицию снова возгла вил О. Ю. Шмидт. Пароход «Челюскин», кстати сказать, совсем не приспособленный для пла вания в ледовых условиях, вышел в полярное плавание из Мурманска 10 августа 1933 года. Судно продвигалось по трассе СМП долго и О. Ю. Шмидт и В. И. Воронин трудно. Случались длительные остановки из-за тяжёлых ледовых условий практически с входа в Карское море. Кроме того, по свидетельству капитана В. И. Воронина, пароход стал получать различные ледовые повреждения с первых встреч со льдами, потому что он был широкий и мало маневренный при расхождении с встречными ледовыми полями и перемычками. Однако, по большому счёту, «Челюскин» прошёл всю трассу Севморпути от Новой Земли до Берингова про лива, куда, правда, кормой вперёд, вошёл в пер вых числах ноября 1933 года. Формально цель экспедиции была достигнута, задание выполнено — Северный морской путь снова был пройден в одну навигацию за два месяца и двадцать пять дней. В этот момент до чистой воды оставалось менее двух миль. Однако, к большому сожалению и огорчению участников экспедиции, «Челюскин» не смог пробиться через последнюю ледовую перемычку и эта неудача стоила ему «жизни». Начался ледовый дрейф, закончившийся гибелью судна в ледовом сжатии 13 февраля 1934 года. За мужество и героизм, про явленные при плавании в тяжелейших ледовых условиях и в период ледовой эпопеи на дрейфую щих льдах Чукотского моря, О. Ю. Шмидту было присвоено звание Героя Советского Союза, другие участники экспедиции были также награждены ор денами и медалями. И это были заслуженные спра ведливые оценки труда моряков и учёных —всех участников труднейшей арктической экспедиции. В 1936 году О. Ю. Шмидт представил прави тельству проект организации научной станции на Северном полюсе. Это, по признанию многих величайших международных авторитетов, было
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz