Селивёрстов, Л. С. Шмидт: академик, полярный исследователь, начальник Арктики // Наука и бизнес на Мурмане. - 2013. - № 1 (74). - С. 25-28.

26 ГЛАВСЕВМОРПУТЬ: ЕГО ГЕРОИ И ТВОРЦЫ магистраль. Великий учёный, исследователь, че­ ловек с государственным кругозором, уже тогда ясно осознавал всю важность освоения СМП. Он также первым понимал, что для практического освоения Севморпути и заинтересованности в этом федеральных властей крайне необходима новая морская экспедиция с главной целью: пройти весь Северный морской путь на транс­ портном судне в одну навигацию. Плавание с зи­ мовкой теряло всякий практический смысл. В 1931 году Шмидт подает обстоятельную За­ писку в правительство об организации такой экс­ педиции и получает согласие на её проведение. Правительственная комиссия назначает Отто Юльевича начальником и руководителем экспе­ диции и выделяет для её проведения небольшой пароход «А. Сибиряков». Капитаном судна на­ значили В. И. Воронина. Кстати, пароход этот был далеко не новый и не могучий, но имел одно пре­ имущество —был довольно экономичен в части расходования топлива —каменного угля (паровая машина имела мощность около 1800л. с.). Следует отметить, что в навигацию 1932 года на штурм Се­ верного морского пути на различные его участки и с определёнными научными целями вышли не­ сколько других экспедиций: на п/х «Малыгин», «Русанов», на специальных гидрографических судах: «Н. Книпович» (профессор Зубов), «Пер­ сей», «Североид» и других. Плавание «Сибирякова» из Архангельска во Владивосток в навигацию 1932 года было очень трудным, но в общем успешным. За 65 дней (с 26 июля по 1 октября) ледокольный пароход «А. Сибиряков» прошёл Северный морской путь, впервые в истории арктического мореплавания обогнул с Севера архипелаг Северная Земля и, преодолев тяжёлые льды у побережья Чукотки, 1 октября 1932 года вышел на чистую воду в Беринговом проливе. На последнем крайне тяжё­ лом ледовом участке он потерял гребной винт вместе с концом вала, но с помощью самодель­ ных парусов и на великом энтузиазме начальника экспедиции О. Ю. Шмидта и капитана В. И. Во­ ронина закончил сквозное плавание по трассе Северного морского пути в одну навигацию! До­ бавим: прошёл всю трассу СМП без ледоколь­ ного обеспечения. Это был безусловно триумф арктического мореплавания и великий подвиг советских моряков, учёных — замечательных патриотов. 80 о. Врон«еля, Северный полюс\х._ ВАРЕНиВВб МОРЕ Карта маршрута сквозного плавания Северным морским путём ледокольного парохода «А. Сибиряков»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz