Селиверстов, Л. С. Арктика и Главсевморпуть // Наука и бизнес на Мурмане. - 2013. - № 1 (74). - С. 13-20.

Л. С. Селиверстов. АРКТИКА И ГЛАВСЕВМОРПУТЬ 19 цией на Севере нашей страны. Трудами несколь­ ких поколений моряков, гидрографов, лётчиков, учёных, полярников этот своего рода Сибирский морской тракт активно осваивался, развивался, обустраивался и со временем превратился в ги­ гантскую, оживлённую транспортную систему, объединившую все морские и речные «подъ­ ездные» пути Сибири, Чукотки и Дальневосточ­ ного Приморья. К концу 80-х годов по трассам Северного мор­ ского пути под проводкой могучих, современных ледоколов в разных направлениях шли сотни транспортных судов с самыми различными гру­ зами. А обработкой флота занимались более 200 портов, портопунктов, грузовых терминалов и про­ сто перевалочных площадок. Главные арктические порты: Дудинка, Игарка, Диксон, Певек прини­ мали океанские суда с осадками от 8 до 12 метров. Северный морской путь — это не просто про­ ложенный ледоколами ледовый канал, по кото­ рому бегают туда-сюда транспортные суда. Это ве­ ликая широтная магистраль, связывающая все арктические и заполярные территории от южного («золотого!» добавляли моряки) побережья Север­ ного Ледовитого океана до верховьев сибирских и дальневосточных рек. Для абсолютного большин­ ства полярных регионов, в частности, Ямала, Тай­ мыра, Якутии, Чукотки, да и всей Северо-Восточ­ ной Сибири, это главный и, практически, единый путь доставки и вывоза различных грузов. Это, на­ конец, стратегическая национальная магистраль, соединяющая два гигантских региона —Европей­ ский и Дальневосточный. Это и великая междуна­ родная дорога, соединяющая воедино все районы Мирового океана. Многие выдающиеся русские учёные, начиная со времён М. В. Ломоносова, талантливые госу­ дарственные деятели, способные предпринима­ тели, великолепные исследователи были совер­ шенно убеждены в великом предназначении ог­ ромного природного потенциала Российского Севера, побережья Северного Ледовитого океана и Северного морского пути. Ещё в конце XIX века выдающийся русский мо­ реплаватель, горячий патриот освоения Арктики адмирал С. О. Макаров заявил: «Россия фасадом своим обращена к Северному океану, и освоить этот край —дело огромной экономической и по­ литической важности, наконец, дело чести нации. Ни одна страна не заинтересована в ледоколах столько, сколько Россия!». Однако судьба «фа­ сада» России и ее столбовой дороги —Северного о. Врангеля ЯЛРЩЮ’М,- охагсш: ЙищгйНобеород ' "'■ОK ty»* / японские & Морские порты Северный морской путь Карта Северного морского пути

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz